598 тактов Вячеслава Самодурова


Театр балета имени Леонида Якобсона на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурга представит премьерный показ балета Вячеслава Самодурова «598 тактов». В тот же вечер 24 апреля зрители увидят одноактную хореографическую композицию «Озорные частушки», отмеченную «Золотым софитом» как лучший балетный спектакль сезона 2022/23 года, и цикл миниатюр Леонида Якобсона «Роден» – одно из самых совершенных и оригинальных хореографических сочинений ХХ века.

Вячеслав Самодуров – признанный лидер среди хореографов-современников. В своем сочинении «598 тактов» он вдохновляется музыкой Карла Филиппа Эммануила Баха, находит в звучании барочного концерта актуальные темы и смыслы, ищет точки контакта телесности и духа.


Во время традиционных поисков новой для меня музыки я совершенно случайно набрел на это произведение. С одной стороны, оно может показаться легковесным и суетным, но, как ни парадоксально, эти качества придают ему глубину. Типичный барочный концерт может быть недостатком для одних людей, меня же привлекла именно эта типичность. В общем, любовь «с первого звука», – признается балетмейстер.

Карл Филипп Эммануил Бах, которого иногда называют «берлинский» Бах или «гамбургский» Бах, – один из сыновей Иоганна Себастьяна Баха. При жизни он был знаменит, возможно, даже больше, чем отец, считался выдающимся клавесинистом, его композиторский уровень высоко оценивали Гайдн и Моцарт, а Бетховен испытал его ощутимое влияние.

Основная тема – телесность человека. Этот смысл перекликается с циклом Леонида Якобсона «Роден». Работая над «Озорными частушками», я заново пересмотрел большой объем хореографических сочинений Якобсона, «Роден» произвел сильное впечатление, он выглядит современно и свежо. Есть темы и смыслы, актуальные во все времена, но выражать их можно по-разному, – говорит Вячеслав Самодуров об этой работе.

Премьера балета «598 тактов» с успехом состоялась в феврале на сцене Александринского театра. «Любовь к классике, знание классики, рядом — насмешка над классикой… Собственно, весь балет Самодурова — ровно об этом обескураживающем соседстве пафоса и быта в любимой профессии и о необходимости принятия и того, и другого», как написала Анна Гордеева в «Петербургском театральном журнале».

Фотографии предоставлены Театром балета им. Леонида Якобсона