В Концертном зале Мариинского театра состоялась церемония подведения итогов I этапа международного архитектурного конкурса на проект памятника П. И. Чайковскому в Санкт-Петербурге. Более 90 разнообразных эскизов разместились на всех этажах театрально-концертного здания, что свидетельствует о большом интересе к проекту, проявленном авторами из разных городов России, а также из Румынии, Канады, Эстонии, Латвии и Белоруссии.
В ходе церемонии члены международного жюри должны были назвать пять эскизных предложений, вышедших в финал конкурса. Но сначала ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Семен Михайловский напомнил историю вопроса. Город уже пытался увековечить память величайшего композитора. Победителем проведенного в 1987 году творческого состязания стал Михаил Аникушин. Конкурс тогда проводился и на лучшее место для памятника Чайковскому. Увы, проект реализовать не удалось.
На это раз сомнений в выборе места не было – «только на территории, прилегающей к Концертному залу Мариинского театра, в шаговой доступности от петербургской Консерватории, в которой учился Петр Ильич», подтвердил вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко. Эта площадь, возникшая в результате возведения Концертного зала, нуждается именно в такой доминанте и, вероятно, будет носить имя Чайковского.
Председатель комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев огласил имена победителей. Один из эскизов, прошедших во второй тур, – бюст Чайковского, выполненный из параллельно расположенных пластин, остальные четверо изобразили композитора фигуративно, в полный рост. Главный архитектор уточнил, что фаворита в этой пятерке нет, авторы всех эскизов получат задания на их доработку, чтобы с максимальной органичностью вписать памятник в градостроительное решение нового музыкального пространства.
О необходимости комплексного подхода к сохранению памяти одного из самых исполняемых и почитаемых композиторов мира убедительно говорил художественный руководитель – директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Театр решает эту задачу своими средствами – достаточно взглянуть на его репертуар, широкую палитру оперной и балетной музыка Чайковского. Мариинский стал площадкой проведения Международного музыкального конкурса имени П.И. Чайковского. Но усилий одного театра недостаточно, слаженно должны действовать и власти, и общественность культурной столицы. Между тем, по словам маэстро, сложилась нетерпимая ситуация с реконструкцией Театральной площади и расположенной на ней Консерватории.
Валерий Абисалович поддержал мнение «Русского Мецената» о том, что дело чести для Санкт-Петербурга, наряду с памятником, открыть музей Чайковского. Хотя бы потому, что композитор прожил в городе большую часть жизни, здесь скончался и похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Но это стало проблемой уже для нескольких поколений. Более того, сам Валерий Гергиев вслед за Мстиславом Ростроповичем пытался к ней подступиться. Недавно в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума московский собиратель Денис фон Мекк, потомок семей Чайковских и фон Мекк, выразил готовность передать в будущий музей свою коллекцию. Гергиев встречался с коллекционером, обсуждал концепцию музея и считает его решимость действовать добрым знаком. Возможно, в следующем году произойдут подвижки и в этом направлении.
Ясности с памятником гораздо больше. Победитель конкурса определится по итогам второго этапа, его проект планируется представить к 180-летию со дня рождения автора музыки к «Лебединому озеру», «Спящей красавице», «Щелкунчику», «Пиковой даме» и другим шедеврам мировой классики.
– Я выражаю желание и огромную надежду, что Петербург получит великолепную площадь и, даст Бог, драгоценный памятник, – подытожил Валерий Гергиев.
Аркадий СОСНОВ
Работы, вышедшие в финал. Фото автора