«Черное и Белое» в палитре финской Иматры

Впервые услышав о театральном фестивале «Черное и Белое» в Иматре, я подумал, что он такой же маленький и локальный, как этот живописный городок на берегу Вуоксы. Но погрузившись в фестивальную жизнь, не мог совладать с удивлением. Как организаторы сумели собрать артистов со всего света (артистов-профессионалов, уточняет продюсер Катри Лятт, никакой самодеятельности – это наш принцип)? Ладно, соседи из Эстонии и России; но здесь зажигали Fichermanns Orchestra из Швейцарии и уличный мульти-инструменталист из Италии Галиро-Лоренцо Джанмарио Галли, а муниципальный театр танца из Запорожья (25 человек во главе с вице-мэром), добиравшийся до Иматры автобусом 40 часов, показал современный балет и тем же вечером на пленэре в рыболовном парке, переоблачившись в национальные костюмы, выдал огневую пляску «Розпрягайте, хлопцi, коней…». Да что украинцы – публику морочил очаровательный клоун и фокусник из Аргентины Мауро Волынски Айала, причем настолько непринужденно, словно зарулил сюда из Лаппеенранты. Катри и тут внесла поправку: два года назад на фестиваль уже приезжали шоумены из Аргентины, мол, не впервой принимать латиноамериканцев.

Так работают международные связи Катри Лятт и ее мужа, известного кино- и театрального режиссера Камрана Шахмардана. Их главный актив – репутация фестиваля, который проводится уже в 14-й раз. Репутацию подкрепляет не только театральная молва, но и поддержка городского бюджета – последние три года Иматра ставит на «Черное и Белое» по 20 тыс евро. Всех затрат эта сумма не покрывает, но, согласитесь, подспорье существенное, закрепляющее суть отношений города и фестиваля, которые на эту летнюю неделю становятся единым целым. Театральное действо разворачивается на нескольких площадках – на удачно расположенной сцене посреди пешеходной улицы Коскенпаррас (в случае непогоды отсюда легко переместиться в атриум ближайшего торгового комплекса), в Доме культуры «Вирта», в детском саду и ледовом дворце, в упомянутом рыболовном парке, в новеньком театре на 200 зрителей. Кстати, о театре – эта жемчужинка для города с населением 28 тысяч жителей во всем минималистском блеске финской архитектуры и дизайна украсила бы любой район Санкт-Петербурга. Жаль, что в нем удалось посмотреть лишь одну постановку: пластическую фантазию «Дуэт для одного» молодой финской кукольницы Реетты Хонкакоски – само посещение театра доставило эстетическое удовольствие.

В день открытия фестиваля мы трижды пересеклись с мэром Иматры Пертти Линтуненом, из чего окончательно стало ясно, что «здесь и сейчас» для города важнее события нет. В первый раз, когда, спустившись с уличной сцены после краткой речи, он стоял с женой в небольшой толпе горожан и туристов и в ответ на мое приветствие улыбнулся: «Чувствуете атмосферу?» Потом пили морс за столиком открытого кафе вместе с запорожцами, потом встретились после вечернего открытия фестиваля в Доме культуры «Вирта». Более основательный разговор состоялся на следующий день в мэрии.

И вот чем пополнилась копилка удивления: Пертти Линтунен не подсчитывает доход, который приносит городу театральный фестиваль за счет проживания, питания и шопинга заезжих зрителей. (Ну, знаете, как это делается: тупо множим койко-дни и магазино-заходы на оставленные деньги…) Фестиваль для мэра вообще не бизнес-проект. Он полагает 20 тысяч евро в год достаточной платой за то, что мир узнает об Иматре благодаря театральному празднику, удостоенному европейского знака качества! Прагматично рассуждая, город ничем не рискует: проведение «Черного и Белого», как и других разнообразных культурных событий – зона риска их организаторов. Скажем, забуксовал и закрылся джазовый фестиваль – выделявшиеся ему средства остаются в сфере культуры и перенаправляются на другие проекты. Такому подходу не худо бы и нам поучиться, тем более что Иматра для России город не чужой!

Еще в 1772 году Екатерина Великая соизволила лицезреть знаменитый водоскат Иматранкоски и, можно сказать, проложила туристическую тропу для петербуржцев. Летом 1829 года им любовалась Анна Керн в теплой компании друзей (Орест Сомов, барон Дельвиг с супругой, композитор Глинка), вспоминавшая, наряду с упоительными красотами водопада, скудость меню, предлагаемого «на весьма ветхой станции чухонской постройки»: только плоховина (от финского lohi – лосось) и свадрик (можжевеловый домашний квас). Когда же путешественники добрались до единственной гостиницы на другом берегу Вуоксы, то и там «нашлось несколько комнат с скамейками кругом; в одной из них стоял накрытый стол, а на нем – что бы вы думали?.. селедки, селедки и селедки, приготовленные с молоком, и неизбежная соленая плоховина, плавающая опять-таки в молочном соусе!»

Сегодня пушкинская муза не узнала бы этих мест. В городе полтора десятка гостиниц, включая Anna Kern Hotelli, но над всеми в прямом и в переносном смысле возвышается роскошный отель-замок Валтион в стиле северного модерна, недавно отреставрированный по мировым стандартам, с нетронутыми фрагментами старой росписи – для сравнения, «как было» и «как стало». Директор отеля Риитта Йокинен с удовольствием показывала эти окошки в прошлое, равно как царский зал, где бывал Николай II, и зал поменьше, где в 1943 году находилась ставка Маннергейма. Валтион признан самым красивым зданием Финляндии в 2014 году. Стены его увешаны картинами наподобие художественной галереи. Как всегда, впечатляют детали, вроде узоров на столовой посуде, повторяющих исторический рисунок обоев. Но, пожалуй, главная реликвия отеля – Цепь независимости, к которой каждый год 6 декабря добавляют по одному звену. В декабре нынешнего года будет добавлено юбилейное, сотое.

Сейчас лишь 13 из 156 км, составляющих протяженность Вуоксы, проходят по территории Финляндии. Обойдусь без перечисления «памятников истории и культуры», теснящихся вдоль этой чертовой дюжины километров, – многие из них можно осмотреть из вагончиков экскурсионного автопоезда Wuoksi Wille, который похож на большую детскую игрушку, но охотно наполняется взрослыми. Воздержусь и от перечня происходящих здесь событий (на то есть специальные сайты), которые продвигает маркетинговая компания Imatra Base Camp. С парадоксальной точки зрения ее руководителя Пану Кярри, не природа и не люди, а именно события – главное богатство города. Одно из них все же заслуживает упоминания, поскольку многие в Европе, говоря «Иматра», подразумевают Imatranajo. Это – знаменитые мотогонки (этап мирового чемпионата), которые 30 лет назад были прекращены из-за несчастного случая, а в прошлом году возобновлены и состоялись в 53-й раз. Трасса проходит в городской черте и по зеленым окрестностям Иматры, скорость машин достигает 330 км в час. Повышены требования к безопасности, в том числе экологической.

– А что в эти дни делать тем, кто любит порыбачить или просто посидеть с книжкой над рекой?
– В эти дни им лучше к нам не приезжать, – рассмеялся Пану Кярри.

Возрожденные мотогонки собрали 40 тысяч зрителей и принесли 6 млн евро прибыли. Наплыв публики обернулся легким конфузом: в ресторанах кончилось пиво. В этом году упущение было исправлено. Город проводит еще ряд прибыльных мероприятий. Но хочет, чтобы его известность прирастала и театральным фестивалем. Получается!

Конечно, не по мановению волшебной палочки. Поначалу отношение к интернациональной супружеской паре (Катри Лятт – эстонка, худрук фестиваля Камран Шахмардан – азербайджанец), волею судеб оказавшейся в регионе Саймы, было настороженным. Они и сами чувствовали себя чужаками. Лекарство от отчуждения было одно – работа. Ее результаты год от года укрепляли доверие к проекту как со стороны городского сообщества, так и звезд театра, музыки и цирка, ныне охотно приезжающих в Иматру. Был свидетелем, как светозвуковые импровизации мега-популярных в Финляндии аккордеониста Киммо Похьонена и рокера Исмо Аланко едва не взорвали Дом культуры «Вирта» на фестивале-2017. Впрочем, для меня есть и менее заметный, но очевидный показатель успеха «Черного и Белого»: Камрану и Катри все активнее помогают 16-летняя дочь Чинара и ее сверстники-волонтеры.

Так, благодаря общим усилиям, маленькая Иматра стала точкой пересечения, театральных путей на карте мира. Внезапным откровением для петербуржцев стала встреча с уличным спектаклем «На пути к сердцу» эстонской труппы «Жираф Рояль». Белые клоуны Станислав Варкки и Лариса Лебедева словно выплыли из времен еще ленинградского студийного авангарда. В начале 1990-х они создали свой театр на стыке танца, пантомимы и пластической драмы, ставили спектакли на музыку Гаврилина, работали с «Лицедеями» и «Деревом», со Славой Полуниной и с модельером Ларисой Погорецкой, а потом переехали в тихую Нарву, превратив здание старой ратуши в творческую лабораторию. И вот стояли мы у сцены посреди пешеходной финской улицы и перелистывали страницы молодости. Поразило, как с виду брутальный Варкки, философ уличного театра, исследователь клоунады как высшего проявления актерской сути восхищался искусством аргентинского коллеги Мауро: «Он разбудил во мне ребенка, подобрал ключи к моей душе». Столь нежные признания услышишь только на фестивале.

А позже юная стройная Анна, превратившая дуэт Станислава и Ларисы в полноценное трио, цирковая девочка-кукла Суок из «Трех толстяков» (она и сама делает куклы и прочий hand made для спектаклей) объясняла мне, как трудно работать с родителями – не потому что придираются, вовсе нет, а потому что переживаешь за них.

Действительно, в такой атмосфере трудно отвлечься на рассуждения о коммерческой составляющей фестиваля. Похоже, она тут и не главная. С соседней Лаппеенрантой Иматра должна конкурировать за туристов, но вместе они продвигают регион Сайма. Хотя бытует мнение, что Иматра – место для отдохновения души и тела, а соседний (между прочим, тоже университетский!) городок – большой шопинг-центр, но это разделение условное.

Аркадий СОСНОВ

Фото автора, Ари НАКАРИ и Ольги РОГОЗИНОЙ