В гостиной искусств санкт-петербургского ресторана «Палкин» открылась выставка «Антология рисования» Андрея Шмонькина, разностороннего мастера, успевшего проявить себя в различных областях изобразительного искусства. Начало его профессионального становления связано с Пензенским художественным училищем имени К. А. Савицкого, где Шмонькин получил классическое художественное образование в лучших традициях советской реалистической школы. Следующая ступенька – факультет интерьера и оборудования Высшего художественного-промышленного училища имени В. И. Мухиной – предопределила его дальнейшую деятельность в сфере дизайна и архитектуры.
При этом живопись и рисунок всегда были для Андрея сугубо личным занятием, а в сложный период конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда художникам приходилось зарабатывать любыми способами, еще и средством выживания. Шмонькин некоторое время жил в Германии; в галереях Taube (Берлин) и Bertrand (Париж) хорошо продавались его рисунки и акварели. Работы с сегодняшней выставки остались в коллекции автора лишь потому, что, за исключением одной, которую он не захотел продавать, были созданы позднее.
Несмотря на обязывающее название, выставка не претендует на всеохватность. Это антология этюдов, набросков, эскизов рисовальщика, не отягощенного заботами о продажах. Творческая свобода находит отражение в стиле рисунков – чистые протяженные линии, прихотливые изгибы тел, кажущаяся незавершенность, оставляющая простор для фантазии. Он словно в задумчивости обрисовывает контуры модели. Его графика самобытна даже когда в ней угадываются мотивы классиков – от Микеланджело до Константина Сомова.
Не менее, чем рисунки, интересны размышления Андрея Шмонькина о собственном способе художественного осмысления мира: «Если раньше я в первую очередь задавался вопросами «зачем» и «откуда», то потом стало интересно искать само движение, соприкосновение фигуры и окружающего. Когда девушка сидит или лежит на ткани, ты не видишь границ её тела. И хочется определить, где они. То ли это граница плоскости или ткани, то ли — её тела, её мышц. Я стараюсь видеть не саму фигуру, а то, что за ней остается, не сами мышцы, а соприкосновение форм, выраженное в линиях, переход от одной формы к другой.
Когда Микеланджело рисовал клубки переплетающихся тел, то, уверен, он думал о том же, ибо искусство свободно, не надо задумываться о нем. Не пытайтесь понять, что изображено, просто любуйтесь линиями и смотрите…».
А еще интересно, что в 2002 году архитектор Андрей Шмонькин был автором проекта реконструкции здания, в котором размещается ресторан «Палкин» и, не используя 3D моделей, сделал гармоничную планировку помещений, включая словно парящую в атриуме гостиную, в которой 14 лет спустя открылась выставка художника Андрея Шмонькина.