Чистые линии Андрея Шмонькина

IMG_3111В гостиной искусств санкт-петербургского ресторана «Палкин» открылась выставка «Антология рисования» Андрея Шмонькина, разностороннего мастера, успевшего проявить себя в различных областях изобразительного искусства. Начало его профессионального становления связано с Пензенским художественным училищем имени К. А. Савицкого, где Шмонькин получил классическое художественное образование в лучших традициях советской реалистической школы. Следующая ступенька –   факультет интерьера и оборудования Высшего художественного-промышленного училища имени В. И. Мухиной – предопределила его дальнейшую деятельность в сфере дизайна и архитектуры.

При этом живопись и рисунок всегда были для Андрея сугубо личным занятием, а в сложный период конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда художникам приходилось зарабатывать любыми способами, еще и средством выживания. Шмонькин некоторое время жил в Германии; в галереях Taube (Берлин) и Bertrand (Париж) хорошо продавались его рисунки и акварели. Работы с сегодняшней выставки остались в коллекции автора лишь потому, что, за исключением одной, которую он не захотел продавать, были созданы позднее.

СНЕЖАНА-ШМОНЬКИН

Несмотря на обязывающее название, выставка не претендует на всеохватность. Это антология этюдов, набросков, эскизов рисовальщика, не отягощенного заботами о продажах. Творческая свобода находит отражение в стиле рисунков – чистые протяженные линии, прихотливые изгибы тел, кажущаяся незавершенность, оставляющая простор для фантазии. Он словно в задумчивости обрисовывает контуры модели. Его графика самобытна даже когда в ней угадываются мотивы классиков – от Микеланджело до Константина Сомова.

Не менее, чем рисунки, интересны размышления Андрея Шмонькина о собственном способе художественного осмысления мира: «Если раньше я в первую очередь задавался вопросами «зачем» и «откуда», то потом стало интересно искать само движение, соприкосновение фигуры и окружающего. Когда девушка сидит или лежит на ткани, ты не видишь границ её тела. И хочется определить, где они. То ли это граница плоскости или ткани, то ли — её тела, её мышц. Я стараюсь видеть не саму фигуру, а то, что за ней остается, не сами мышцы, а соприкосновение форм, выраженное в линиях, переход от одной формы к другой.

image001

Когда Микеланджело рисовал клубки переплетающихся тел, то, уверен, он думал о том же, ибо искусство свободно, не надо задумываться о нем. Не пытайтесь понять, что изображено, просто любуйтесь линиями и смотрите…».

image002

А еще интересно, что в 2002 году архитектор Андрей Шмонькин был автором проекта реконструкции здания, в котором размещается ресторан «Палкин» и, не используя 3D моделей, сделал гармоничную планировку помещений, включая словно парящую в атриуме гостиную, в которой 14 лет спустя открылась выставка художника Андрея Шмонькина.