В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Немецкая и австрийская живопись XIX века из особняка барона А.Л. Штиглица». Экспозиция включает шесть картин Морица фон Швиндта, Ханса Макарта, Ханса фон Маре, Альберта Циммермана и других авторов. Эти полотна – наиболее ценная часть произведений, перевезенных из особняка барона Штиглица (Английская набережная, 68) в Эрмитаж. До окончания в особняке реставрационных работ картины будут находиться в музее, причем не в запасниках, а в постоянном открытом доступе, в зале «Синий трансформер», поскольку, как отметила главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, их художественная ценность и притягательность для посетителей необычайно велика.
Для украшения парадных залов своего особняка, созданного по проекту архитектора А. И. Кракау в 1859–62 гг, барон Александр Людвигович Штиглиц, банкир и меценат, основавший Училище технического рисования, приобретал и заказывал картины современных ему немецких и австрийских художников. Произведения, разные по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежавшими к художественным школам Вены, Мюнхена и Дрездена. Так барон Штиглиц стал обладателем самых ранних и на сегодня очень редких работ Х. Макарта, Х. фон Маре, и дуэта А. Вагнера и А. Лицен-Майера.
Кто эти художники? Ханс Макарт (1840–1884) был признан к концу жизни первым живописцем Австро-Венгрии. Он создал для барона Штиглица одно из первых своих монументальных полотен на сюжет из истории Марии Медичи. Обычно потолочные плафоны и гигантские исторические картины, составившие впоследствии всемирную славу Макарта, оставались в тех дворцах и общественных зданиях, для которых они создавались. Поэтому оказавшаяся в России крупноформатная картина «Полуденный отдых при дворе Медичи» (1863-64) уникальна. Парой к ней в парадной столовой особняка стало полотно «Возвращение с охоты» (1864) творческого союза Александра фон Вагнера (1838–1919) и Александра фон Лицен-Майера (1839–1898).
Противоречивого и загадочного художника Ханса фон Маре (1837–1887) при жизни нельзя было назвать знаменитым или модным, что не помешало Штиглицу приобрести его картину «Двор с гротом в Мюнхенской резиденции» (1862-63). Произведение, нехарактерное для зрелого творчества Маре, даёт редкую возможность увидеть истоки его мастерства и живописную школу. Если Маре, остававшийся в тени современников, был по достоинству оценён в следующем столетии, то пейзажисты братья Альберт (1808–1888) и Рихард (1820–1875) Циммерманы оказались забыты и ныне известны лишь специалистам. Их сдержанные по колориту полотна «После бури» (1860-e) и «Пейзаж с жатвой» (1864) представляли в собрании Штиглица дрезденскую школу пейзажной живописи.
Среди приобретений барона были и работы маститых живописцев. Так, Мориц фон Швинд (1804–1871) – профессор исторической живописи мюнхенской Академии художеств, автор множества монументальных росписей в резиденциях, театрах и соборах, сохранявший высокое положение до самой смерти. Его картину «Диана на охоте» (1867) поместили в парадную столовую петербургского особняка над камином в резном деревянном обрамлении.
После смерти Александра Штиглица в 1884 году особняк был выкуплен казной у его наследников и перестроен для великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. Собрание живописи и внутреннее убранство парадных залов оставались на месте без значительных изменений. После 1917 года особняк был национализирован, произведения искусства изъяты и распределены между музеями, однако часть картин по разным причинам осталась в здании, хозяева которого многократно сменялись на протяжении XX века. Здесь поочерёдно размещались детский дом, проектные институты, «закрытые» учреждения и реставрационные мастерские. Строение пережило пожар и лишилось коммуникаций. В начале 2000-х особняк был передан компании «Лукойл», затем сменил ещё несколько владельцев. В эти годы был сделан самый срочный ремонт, отреставрированы сильно поврежденные полотна. Однако комплексная реставрация здания, занимающего значительный участок от Невы до Галерной улицы, требовала слишком больших средств. Картины буквально зависли вне времени и пространства.
С 2011 года особняк был передан в ведение Санкт-Петербургского государственного университета, при участии и деятельной поддержке которого с разрешения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников стала возможной передача этих картин в Эрмитаж. Благодаря опыту эрмитажных реставраторов во главе с заведующим лабораторией реставрации станковой живописи Виктором Коробовым и содействию сотрудников Университета полотна удалось извлечь из особняка и перевезти в музей. Учитывая их большой формат, это потребовало от участников операции незаурядных усилий, изобретательности и терпения.
Теперь трудности позади. Картины, более ста пятидесяти лет скрытые от зрителей и исключенные из научного оборота, впервые представлены публике. Как убежденно полагает куратор выставки, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Борис Асварищ, узнавший о существовании этих полотен и разыскавший их в особняке Штиглица еще в 1980-е годы, их ждет счастливая судьба.
Хотя и СПбГУ, и Эрмитаж государственные учреждения, передача картин художников-академистов из университета в музей вполне может быть расценена как меценатская акция в духе барона Штиглица.
Источник: www.hermitagemuseum.org и соб. инф.
Фото: Светлана РАГИНА