Что хранила полевая сумка

 

Подарки Государственному Эрмитажу в День Мецената преподносят не только партнеры и друзья музея, но и его сотрудники. Заместитель генерального директора Эрмитажа Георгий Вадимович Вилинбахов родился в тот же день, что и римский патрон искусств Гай Цильний Меценат, а именно 13 апреля, и это явно не случайное совпадение. В рамках церемонии XVII Дня Мецената были представлены ценные исторические реликвии, которые именинник передал музею.

Это личные документы сотрудников Эрмитажа Марии Владимировны Степановой и ее супруга, Петра Альфредовича Круга. Они хранились в офицерской полевой сумке времени Первой мировой войны, которую Г.В. Вилинбахов получил от старшего научного сотрудника отдела западноевропейского искусства В.Н. Березиной. Из документов М. В. Степановой, заведующей особой кладовой № 1, главного хранителя отдела истории западноевропейского искусства, работавшей в Эрмитаже c 1922-го по 1970-й гг, пристального внимания заслуживают фотографии, а также поминальная записка экипажей миноносца «Выносливый» и минного транспорта «Енисей», на котором в 1904 году погиб ее отец, капитан II ранга.

В материалах, принадлежавших сотруднику Эрмитажа, военному инженеру П.А. Кругу (1893 -1942 гг.), присутствует самый свидетельство о его рождении и крещении из метрической книги Санкт-Петербургской Сретенской церкви на Выборгской стороне 1893 года. Как рассказала на церемонии заместитель заведующего научным архивом Эрмитажа Елена Юрьевна Соломаха, из этих документов уже сформирован личный (семейный) фонд М.В. Степановой и П.А. Круга.

Другой знаковый для Эрмитажа дар Г.В. Вилинбахова, представленный в День Мецената, – портрет академика Иосифа Абгаровича Орбели работы М.С. Наппельбаума (1950-е гг). Это фотография 16х11см, наклеенная на паспарту размером 26,3х20,9 см, с авторской подписью на лицевой стороне.
Выдающийся фотохудожник Моисей Соломонович Наппельбаум (1869-1958), считавший, что для создания портрета, схожего с оригиналом «необходимо проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер», создал множество портретов выдающихся современников, ставших непревзойденными образцами фотоискусства. К ним, безусловно, принадлежит и фотопортрет знаменитого востоковеда, директора Государственного Эрмитажа академика Иосифа Абгаровича Орбели (1887–1961).
В истории Эрмитажа И.А. Орбели – личность легендарная. Выпускник Петербургского университета по двум факультетам – историко-филологическому и восточных языков, он был приглашен в музей в 1920 году в качестве заведующего и на первых порах единственного сотрудника вновь образованного отдела Востока. Все свои силы он отдал формированию собрания отдела, объединяя разбросанные по разным эрмитажным хранениям восточные коллекции, находя экспонаты в других музеях, благодаря чему в отдел поступили многие восточные предметы из Академии Наук, музеев страны и археологических экспедиций.
Человек с необычайно сложным, авторитарным, вполне в соответствии с эпохой, характером, он был и настоящим Хранителем Эрмитажа, защищая его коллекции во времена печально известных распродаж, а сотрудников музея – от репрессий. В 1931 году, написав письмо самому И. Сталину, он спас коллекции отдела Востока от продажи за границу. Огромной его заслугой была заблаговременная подготовка музея к эвакуации на случай грядущей войны. Практически единственный из директоров ленинградских музеев, он задолго до начала Великой Отечественной так блестяще организовал эту работу, что в условиях стремительного наступления немецких войск все самые ценные коллекции были упакованы в рекордно короткие сроки и вывезены на Урал. В 1948 году он не побоялся принять лучшую и большую часть собрания ликвидируемого музея Нового западного искусства, объявленного «главным рассадником формалистических взглядов». Благодаря этому Эрмитаж обрел шедевры Пикассо, Матисса, Дерена и других выдающихся художников. Защищая интересы музея, Орбели в 1951 году вступил в конфликт с Министерством культуры и ушел из Эрмитажа. Последние годы жизни он возглавлял восточный факультет Ленинградского университета.

С этими и другими дарами Эрмитажу участники церемонии Дня Мецената могли ознакомиться на традиционной мини-выставке, развернутой в фойе Эрмитажного театра.

На снимке: М.Б. Пиотровский вручает благодарственное письмо Г.В. Вилинбахову
Фото Светланы РАГИНОЙ.