Чудесное возвращение портретов из ларца императрицы

Музей-заповедник «Царское Село» при финансовой помощи благотворительного фонда «Транссоюз» приобрёл пять живописных миниатюр, некогда украшавших броши и подвеску императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III. Миниатюры хранились в частном лондонском собрании. Они были остававшейся в Англии частичкой архива Романовых – эту коллекцию документов и фотографий (более 200 единиц), охватывающую период с середины 1860-х по 1928 год из жизни венценосной династии, музей приобрел еще в 2017 году при поддержке Сбербанка.

На портретах изображены ближайшие родственники Марии Фёдоровны – её супруг император Александр III; сын Николай II (в детстве, юности и зрелом возрасте) и императрица Александра Фёдоровна. В 1919 году Марии Фёдоровне удалось вывезти их из страны вместе с другими украшениями. Ее дочь, великая княгиня Ксения Александровна, которая унаследовала драгоценности, продала часть из них английской фирме R.G. Hennel&Sons. В описи от 29 мая 1929 года под номерами 37-39 значатся две броши и подвеска, из которых были вынуты и возвращены владелице миниатюрные портреты. Ювелиры разложили их по конвертам, на которых рукой Ксении Александровны карандашом сделаны подписи: «Папа», «Ники», «Ники и Аликс».

– Эти миниатюры вместе с украшениями, в которые они были вмонтированы, хранились когда-то в легендарном ларце императрицы Марии Федоровны. Они разделили драматическую судьбу своей владелицы, вынужденной покинуть страну, и чудом сохранились до наших дней. Их возвращение в Россию произошло благодаря нашему партнеру фонду «Транссоюз». Ранее он помог музею возродить Агатовые комнаты и три лазуритовых портала в Лионском зале Екатерининского дворца, – отметила на презентации раритетов в павильоне «Вечерний зал» директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Директор фонда «Транссоюз» Андрей Гуц

Все миниатюры выполнены гуашью и акварелью на слоновой кости в 1860-1890-е годы и отличаются высоким мастерством. Без него невозможно было бы создать портреты такого размера: самый маленький (императора Николая II в зрелом возрасте) всего 8 х 6 мм. Самые большие – Николая II в детстве и юношестве – диаметром 18 мм. Точно известен автор этих двух портретов – Александр Вегнер (1826—1894), академик Императорской Академии художеств.

– Теперь музей обладает одной из крупнейших коллекций портретов последнего российского императора Николая II. Самый большой портрет размером 3 х 1,5 метра – полотно Александра Маковского – выставлен на экспозиции «Романовы в Царском Селе» в Екатерининском дворце, самый маленький (8 х 6 мм) входит в число приобретенных, – рассказала хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.

Миниатюры будут храниться в фонде живописи, участвовать в тематических временных выставках, а после завершения реставрации Александровского дворца войдут в его экспозицию.

Иллюстрации: отдел по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»
Фото: «Русский Меценат»