Легендарный советский клоун Олег Попов посетил Музей граммофонов
«Солнечный клоун» Олег Попов, более четверти века живущий в Германии, гастролирует в петербургском Цирке Чинизелли. В свой законный выходной между выступлениями он с женой Габриэлой навестил товарища — клоуна и дрессировщика медведей Владимира Дерябкина. Познакомились на гастролях в Краснодаре в 1972 году, и, хотя вместе выступали редко, Попов следил за творчеством Дерябы, в интервью хвалил за самобытность, а сдружила их страсть к старинушке, то есть коллекционированию антиквариата.
Сегодня Дерябкин-старший передал цирковую эстафету Дерябкину-младшему, сам навещает родной казачий хутор на Северском Донце, пишет рассказы, сочиняет песни, а главное — создал музей граммофонов на Петроградской стороне, в котором и принимал знаменитого коллегу. Попов был поражен количеством и разнообразием раструбов, ящичков, ручек… То есть знал, что Деряба — заядлый собиратель (сам грешен), но чтобы до такой степени! Мало того, в своем уникальном музее он открыл чайную с заслуженными самоварами и цирковой салон: оркестровая ложа, столик на пяти акробатских катушках, канаты, моноцикл на проволоке…
Ели донской борщ, сваренный по спецзаказу германского гостя Людмилой Дерябкиной, блины с медом, пили чай и, конечно, вспоминали совместные приключения. Как ехали по московской улице на жигуленке Попова, тот спрашивает: «Деряба, хочешь услышать трамвайный звон?» — взял и подрезал трамвай. Как на крыше того самого жигуленка он вез из Тулы в Москву колесо от брички для дерябкинской клоунады и попал в аварию. Как, тоже в советское время, после выступления в Сплите сидели на берегу Адриатики и Попов сказал: «Деряба, а появись перед тобой золотая рыбка, что бы ты у нее попросил?» — «Свой частный цирк!» — «Ха-ха-ха! Деряба, — он по-рыбьи выпучил глаза, — все могу, только не это».
Габриэла — милая женщина с невероятной судьбой, немецкая аптекарша, встретившая чудо-клоуна и, вопреки мнению родственников (для них-то он был просто пожилой циркач из России), ставшая не только его женой, но и профессиональной напарницей, колесящей с ним по европейским шапито, — слушала эти истории с улыбкой. Она ненавязчиво заботится о муже, который на тридцать лет ее старше. Когда переходили из чайной в цирковой салон, подсказала: «Впереди ступенка. И дальше вниз ступенка». Поистине их встреча на гастролях Попова в Австрии была подарком для обоих.
Олег Константинович (на Западе он «счастливый Ганс») общался легко, щек не надувал и постоянно играл, причем не напоказ, а для себя, лишь поглядывал на честную компанию, вот, мол, как занятно: из сушки сделал пенсне, из половинки бублика — курительную трубку, двигал гирьки старинных весов и все осматривался, прикидывал. В итоге шарманку для своего выступления присмотрел. Это в его стиле: однажды в больнице увидел, как стерилизуют инструменты перед операцией. А вскоре в программе «Лечение смехом» появилась реприза: Попов-хирург достает из бачка для кипячения шприцев… сосиску и с аппетитом ест.
Напоследок хитрован Дерябкин похвастал, что является единственным в стране обладателем пяти писем от великого Олега Попова: «Вы мне в своих фирменных конвертах шесть писем прислали!» — «Погоди-ка, а где шестое?» — «Обменял на граммофон!»
Цирк да и только!
Аркадий СОСНОВ
Фото: Елена Бледных
Материал об открытии после реставрации и новой программе Цирка Чинизелли читайте в «Русском Меценате» / Russian Maecenas № 23 (апрель 2016 г).