«Для настроенья прекрасного…»

ya-okean-i-ya-volna

В Санкт-Петербурге состоялась презентация необычной книги, жанр которой можно определить как поэтический фотоальбом. Авторы – поэт Ирина Нэртис и фотограф Лариса Тиктинская приглашают читателя и зрителя к размышлению о жизни, об отношении к миру и о своем месте в нем. Их собственные размышления на эти вечные темы оказываются удивительно созвучными, хотя знакомы они немногим более года. Обе стараются воспринимать «Жизнь как искусство» – это название книги. Ну, например:

Бывают разные дожди…
Двадцатилетний, мелкий, легкий –
И хочется вдвоем идти
Под ним, смеясь без остановки.
Тридцатилетняя гроза –
Грохочет гром, гремят раскаты…
Возможно все. И веришь: сам
Придумал жизнь себе когда-то.
А в сорок – зимний, ледяной,
Безжалостный, до боли колкий.
Он гонит с улицы домой,
Вонзая в спину брызг иголки.
А после? После – все равно.
От капель с неба не зависим!
Они стучат себе в окно
Осенним роем старых писем.
Захочешь – руку протяни,
Почувствуй время на ладони,
Пусть струйками стекают дни
В далекий мир потусторонний.
Бывают разные дожди…

put-k-vershine

Каждый разворот этой книги состоит из двух равноценных половинок – фотография и стихотворение. Вряд ли стихи сочинялись под конкретную фотографию, а фотосъемка велась с прицелом на поэтический опус, но они совпадают, как створки раковины.

Бисер рассыпан над Питером
Мокрый. Рассыпав, не вытерли.
Бисер рассыпан над городом…
Можно надеть – и недорого.
Есть ожерелье дождливое
Для пешехода ленивого,
Неторопливо бредущего,
Зонтом закрывая грядущее.
Есть боа белое, снежное
Для горожанки изнеженной,
Вынырнувшей со свидания
И растворенной в мечтаниях.
Бусы, браслеты, монисты
Над площадями зависли.
Серьги – сосульки алмазные
Для настроения прекрасного!..

u-kazhdogo-dusha-zvuchit

«Стихи приходят. Иногда в слове. Иногда – в образе. Бывает, сразу – строкой. Потом я их выхаживаю и вынашиваю. Ритмически утрамбовываю. Что-то подбираю, что-то выбрасываю по дороге… Пишешь для себя, и вдруг кому-то нравится… Это удивительно», – раскрывает тайны «бисероплетения» в своем предисловии Ирина Нэртис.

В свою очередь, Лариса Тиктинская признается: «Всегда любила наблюдать за людьми. И за секундной стрелкой часов… По неведомым причинам фотография выбирает один объект, одно состояние, одно мгновения. Фотографировать кого-то – для меня это как исповедь».

Получается, фотография, как и поэзия, по Мандельштаму, «ворованный воздух».