Добрые дела не изолируешь!

«Встреча». Елена Марттила. 1942 г.

Как мы уже сообщали, церемония XV Дня Мецената – праздника благотворителей и социально ответственных компаний, который по традиции отмечается в Эрмитажном театре Государственного Эрмитажа 13 апреля, переносится на более благоприятное время, предположительно на июнь этого года. Но день рождения покровителя искусств Гая Цильния Мецената, вычисленный нами по оде Горация, никто не отменял. Именно сегодня, 13 апреля хочется поздравить всех благотворителей и благополучателей, пожелать им здоровья, оптимизма и скорейшего преодоления невзгод!

Отрадно, что партнеры альманаха «Русский Меценат», в т. ч. герои предпраздничного номера, несмотря ни на что, продолжают творить добрые дела. Один из его материалов подготовила куратор и исследователь искусства Второй мировой войны, председатель Попечительского совета Русскоязычного общества Кембриджа Ксения Афонина. Он посвящен художнице Елена Марттила, которая не просто выжила в осажденном Ленинграде, но и сделала рисунки, запечатлевшие жизнь города и горожан. Вместе с тем это ее личная блокадная история, что придает ей особую ценность.

В преддверии 75-летия Великой Победы Елена Оскаровна выразила желание подарить Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда свою работу «Встреча» из серии «Ленинградцы 1941-42 гг». Церемонию дарения мы собирались провести (и проведем) в Эрмитажном театре в рамках Дня Мецената. А пока расскажем, что в этой гравюре на картоне художница запечатлела как раз очень личный момент: последнюю встречу в апреле 1942 года в Ленинграде с Михаилом Лапшиным – дорогим ей одноклассником, перед эвакуацией 19-летней Елены с больной матерью по Дороге Жизни. Они с Михаилом вместе учились в школе с четвертого класса, и 97-летняя Елена Оскаровна до сих пор называет его «мой любимый мальчик». У них было много общих интересов, включая рисование и музыку.

«Он был очень талантливым, мужественным и одновременно скромным и отзывчивым другом. Эта встреча произошла за 15-20 дней до нашей с мамой эвакуации, – вспоминает художница. – Миша служил в военкомате, закончил курсы офицеров. В звании лейтенанта пехоты он ушел на фронт». В своем письме он обещал Елене: «Если я вернусь, то мы никогда с тобой не расстанемся». Это было первым признанием в своих чувствах любимой девушке. Елена верила, что они смогут пожениться, но война распорядилась иначе: Михаил погиб под Ленинградом в 1943 году в танковом бою.

Гравюру на картоне Елена создала по памяти и по фотографии. Она до сих пор с болью и нежностью вспоминает их последнюю встречу. Эта работа – художественный памятник всем, кто погиб во время войны; кто потерял своих родных и близких, «отмеченных душою»; свидетельство любви, веры и надежды, которые поддерживали ленинградцев в тяжелейшие годы испытаний. И в то же время это обращение к базовым человеческим ценностям: стойкости, силе духа, взаимной помощи, особенно актуальным сегодня.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда планирует провести в 2021 году выставку работ Елены Оскаровны Марттила, приуроченную к 80-летней годовщине начала блокады Ленинграда. Автор статьи в «Русском Меценате» Ксения Афонина от лица художницы, ее семьи и от своего имени выражает признательность директору музея Елене Витальевне Лезик за это решение. «Насколько мне известно, – пишет она, – последний раз выставка работ художницы проходила в вашем музее в 1995 году. И много лет Елена Оскаровна ждала её повторения».

«Я искренне надеюсь, что урок мужества, который дают мои работы, поможет поддержать и воодушевить современных зрителей», – передает свои пожелания читателям «Русского Мецената» Елена Марттила.

После выступления на презентации книги Евгения Шварца «Голый Король» в Государственном академическом театре комедии Елена Флоринская поделилась воспоминаниями о драматурге с читателями «Русского Мецената» № 32.

Серьезные трудности переживает бизнес, в том числе такой социально значимый, как издательский, на который пока не распространяются меры государственной поддержки. Тем не менее, наши партнеры по мере сил и возможностей поддерживают ещё менее социально защищённые группы населения. В свежем номере альманаха мы представляем новую замечательную книгу издательства «Вита Нова» – сборник пьес Евгения Шварца «Голый король». А буквально на днях «Вита Нова» передала в дар Детской Деревне SOS в Пушкине (система семейных детских домов) 50 книг для детей-сирот разного возраста. В этой библиотечке «Голый король» Шварца, «Христофор Колумб» Жюля Верна, «Волшебник изумрудного города» А. Волкова и много других изданий Родителям и в небольших семьях сложно занять детей в изоляции, что уж говорить о семьях с пятью-шестью приёмными детьми. «Вита Нова» надеется, что книги с великолепными иллюстрациями Бориса Аникина, Латифа Казбекова, Веры Павловой, Екатерины Посецельской, Юрия Штапакова, Г.А.В. Траугот и разговорами, сочинёнными классиками детской литературы, помогут читателям спокойнее пережить карантин.

Директор Детской Деревни SOS в Пушкине Сергей Яковенко поблагодарил издательство за прекрасный подарок. Символично, что эта благотворительная акция, в которой поучаствовал и «Русский Меценат», состоялась в апреле, когда оба наших давних партнера – и Детские Деревни SOS, и «Вита Нова» отмечают 20-летие!

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: традиционное спасибо дарителю Юрию Абрамову

Ждет своего часа и очередной подарок Государственному Эрмитажу от известного коллекционера, героя наших публикаций Юрия Абрамова. Уникальное антикварное кресло непременно предстанет в интерьерах Эрмитажного театра перед гостями Дня Мецената. Словом, жизнь продолжается, и в ней всегда есть место добрым делам!