На третьем этаже Зимнего дворца открылась Запасная галерея европейской живописи XVII-XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа. В составе новой экспозиции, охватывающей 19 залов, более двухсот произведений европейских художников.
Переезд коллекций западноевропейского изобразительного искусства ХIХ‒ХХ веков в здание Главного штаба значительно расширил экспозиционные пространства Эрмитажа: стало возможным гораздо шире представить работы мастеров XVII‒XVIII веков, большинство из которых ранее находилось в фондах музея. И если основные экспозиции построены в основном по географическому и хронологическому принципам, то запасная, или дополнительная галерея предлагает другие подходы. Одни её залы посвящены конкретным странам, в других ‒ собраны картины сходных жанров – портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сцены, создававшиеся примерно в одно время в разных европейских странах. Включенные в экспозицию живописные и скульптурные портреты Екатерины Великой, Николая I, Петра Великого, Александра I подчеркивают роль этих правителей в создании богатейшего мирового художественного собрания (Зал № 314).
Знакомство с экспозицией начинается с посещения зала № 332, где показаны картины мастеров римской, фламандской, французской школ живописи, на творчество которых большое влияние оказал пластический язык Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 ‒ 1610). Зал «Рубенс и северное барокко» (№ 331) представляет две живописные работы главы фламандской школы живописи Питера Пауля Рубенса (1577 ‒ 1640) – «Снятие с креста» и «Апофеоз короля Иакова», а также картины, исполненные в его мастерской. В соседнем зале № 330 демонстрируется шедевр голландского живописца, выдающегося гравера и рисовальщика Хендрика Голциуса (1558 ‒ 1617) ‒ огромный рисунок на холсте «Вакх, Венера и Церера».
Целым рядом великолепных произведений представлен европейский пейзаж, получивший в искусстве XVII века широкое распространение, особенно во Фландрии и в Голландии. Включенные в состав выставки натюрморты (залы № 320 № 319), дают яркое представление об особенностях этого жанра, демонстрируют разнообразие характеризующих его тем и мотивов. Зал № 318 объединяет мастеров итальянской школы и хронологически соотносится с залом Караваджистов (№ 332). Среди экспонируемых работ «Мадонна во славе» (Непорочное зачатие) Доменико Фетти; «Святой Франциск» Чиголи (Лодовико Карди); «Похищение Европы» Гвидо Рени, мастерская и другие…
Полотна кисти знаменитого неаполитанского художника Луки Джордано (1634-1705) среди которых «Триумф Галатеи», «Похищение Европы», «Суд Париса», ранее украшавшие потолок фойе Эрмитажного театра, представлены в зале № 344. Здесь же обращают на себя внимание два произведения Джованни Батиста Питтони (1687 ‒ 1767), крупнейшего представителя венецианской школы живописи эпохи итальянского барокко… В зале № 346 экспонируются автопортреты и портреты художников, в том числе Антона Рафаэля Менгса, Ангелики Кауфман, Юргена Овенса.
Жанр парадного портрета XVIII столетия во всем великолепии представлен портретами монархов (зал № 347), большая часть которых происходит из Чесменского дворца в Санкт-Петербурге, где в 1770-х годах была создана галерея портретов правящих европейских монархов и их наследников. Произведения представителей неоклассического стиля, господствующего в искусстве второй половины XVIII века, ориентированного на античное искусство и архитектуру, можно увидеть в зале № 348. Пейзажу XVIII столетия посвящен зал № 349, где особое место занимают работы крупнейшего пейзажиста этого времени, прославившегося своими романтичными «пейзажами с руинами», ‒ Гюбера Роббера. Завершает экспозицию зал № 350, в котором демонстрируется серия работ выдающегося мастера ведуты (топографического пейзажа) – Бернардо Белотто (1720 ‒ 1780). Десять картин этой серии – виды Дрездена и расположенной неподалеку от него Пирны ‒ хранятся в Эрмитаже. Восемь картин теперь можно увидеть на третьем этаже Зимнего Дворца. Две представлены в Большом Итальянском просвете Нового Эрмитажа.
Экспозиция сформирована, как минимум, на три года, возможно, она будет обновляться картинами, поступающими после реставрации, сказал нам ее куратор доктор искусствоведения Сергей Андросов, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. Запасную галерею можно посетить по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).