Фрида Кало покорила Музей Фаберже

06 FK_Columna_rota

«Сломанная колонна» (1944)

В санкт-петербургском Музее Фаберже открылась для посетителей первая в России масштабная выставка-ретроспектива легендарной мексиканской художницы Фриды Кало. В рамках экспозиции представлены 34 работы Фриды – живопись, рисунки, литография – как ранние, так и более позднего периода, что позволяет проследить стилистическую эволюцию мастера. Сопровождением выставки служат более ста фотографий, освещающих разные периоды жизни Фриды Кало, киноматериалы и мексиканские народные костюмы, подобные тем, что любила носить сама художница.

Выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» – событие мирового масштаба: впервые удалось собрать и привезти в Россию практически все произведения художницы, доступные для экспонирования за пределами ее родины. Среди них  знаменитые картины, без которых невозможно представить себе историю искусства XX века: «Сломанная колонна» – собирательный образ физических и душевных страданий, наиболее известное полотно Фриды Кало, в котором выкристаллизован ее уникальный стиль; «Портрет доньи Роситы Морийо», который сама художница считала одной из лучших своих работ; «Больница Генри Форда» – откровенное изображение собственной трагедии, революционное как для католической патриархальной страны, так и для искусства до 1970-х.

Сложно поверить, что Фрида Кало, чье имя навсегда вписано в историю искусства, не получила систематического художественного образования, а её первое обращение к творчеству носило случайный характер. Долгое время после тяжелой аварии (1925 г) она была прикована к постели; чтобы развлечь и поддержать дочь, отец соорудил для нее подрамник для рисования и прикрепил к кровати зеркало. Первым произведением Фриды был автопортрет. В дальнейшем этот жанр стал главным в её творчестве. Она была тесно связана с культурными и политическим процессами Мексики, однако ни широкий кругозор, ни знания об искусстве других эпох, ни вовлеченность в политическую жизнь страны практически не отразились на тематике ее произведений: главными героями от картины к картине оставались сама Фрида, её родные и близкие.

"Больница Генри Форда" (1932)

«Больница Генри Форда» (1932)

015 FK_Sol y vida

«Солнце и жизнь» (1947)

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», – писала Фрида Кало в своем дневнике. В 1929 году она вышла замуж за знаменитого художника-монументалиста, приверженца левой идеологии Диего Риверу. Он не только оказал серьезное влияние на ее мировоззрение, но и на протяжении многих лет был для нее источником небезосновательной ревности и мучительных переживаний. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». К 15-летию брака с Диего Риверой она написала картину «Диего и я», эта ценная для самой Фриды Кало и поклонников ее творчества картина также представлена на выставке.

Несмотря на мировое признание художницы, в России до сих пор не было ни одной ретроспективы ее картин, поскольку они практически недоступны для экспонирования за пределами Мексики, а появление даже единичной работы на аукционах становится сенсацией. Только благодаря длительным переговорам и последовательной работе Культурно-исторического фонда «Связь Времен» удалось организовать эту долгожданную выставку, которая продлится по 30 апреля 2016 года, в Музее Фаберже. Экспонаты для нее предоставлены из собраний Музея Долорес Ольмедо, галереи «Arvil» и частной коллекции Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы.

"Автобус"

«Автобус»

В их числе и знаменитый «Автопортрет с обезьянкой», показанный в Государственном Эрмитаже в конце прошлого года в рамках проекта «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Куратор выставки в Музее Фаберже  – кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом современного искусства Эрмитажа Екатерина Лопаткина. По ее признанию, главным откровением для нее стала картина «Несколько царапин», которую прежде она видела только на репродукциях; глядя на оригинал, с кроваво-красными пятнами на раме, зритель словно становится свидетелем и соучастником преступления – тревожное и волнующее чувство.

"Моя кормилица и я"

«Моя кормилица и я»

Директор музея Фаберже, председатель правления Культурно-исторического фонда «Связь Времен» Владимир Воронченко предупредил нашего корреспондента, что не будет оригинален: для него самая притягательная работа – «Сломанная колонна»: «Это и есть Фрида Кало, со всей ее болью, гениальностью, со всей ее тяжелой жизнью, с 35-ю перенесенными операциями – это точно она!».

Портрет Алисии Галант

«Портрет Алисии Галант» (1929)

В церемонии открытия выставки приняли участие председатель Государственной Думы РФ, председатель Попечительского совета Музея Фаберже Сергей Нарышкин; президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов, председатель городского комитета по культуре Константин Сухенко.

Ретроспектива Фриды Кало – достойное продолжение серии амбициозных проектов, успешно реализованных Фондом «Связь Времен», с целью сделать доступными для российского зрителя шедевры мирового изобразительного и декоративно-прикладного искусства, предметы культурного и исторического наследия.