Герои, которых мы выбираем

В День Российской печати в официальном Медиацентре Правительства Санкт-Петербурга состоялась презентация специального выпуска альманаха «Русский Меценат», посвященного креативным личностям Санкт-Петербурга.

Среди них не значится светил науки, звезд балета и шоу-бизнеса, что не преминули отметить в отчетах журналисты. Составляя свой список (отнюдь не рейтинг, ибо как измерить степень креативности?), мы выбрали людей из разных сфер деятельности – бизнес, культура, образование, социальная сфера, – которые добились успеха, воплотив задуманное в реальность. Создали деловые, творческие, коммуникативные пространства, привлекательные для горожан и туристов объекты там, где их не было.

К примеру, Эрмитаж уже триста лет наша национальная гордость, а отличный музей оптики на Биржевой линии или шоу-музей «Гранд Макет Россия» за Московскими воротами появились недавно, буквально на глазах, и собирают очереди, почти как в Эрмитаж! На пустыре Охты вырос суперсовременный фармацевтический завод Solopharm – это не только отечественные препараты и новые рабочие места, но и новая культура производства, культура отношений…

Характерная черта героев этого номера: в свои проекты они закладывают большой потенциал развития и реализуют его, активно подключая партнеров. Так, первый в мире цирк для уличных хулиганов Упсала-Цирк превратился в Упсала-Парк на обширной территории вдоль Свердловской набережной. Театр-фестиваль «Балтийский дом» (уникальная форма существования репертуарного театра), не замыкаясь в своих капитальных стенах, проводит городские праздники. Упомянутый завод Solopharm объявил о строительстве второй очереди уже в качестве стратегического партнера Санкт-Петербурга.

ГЕРОИ-КЕЛЬНЕР
Еще уточнение – в альманахе представлены не меценатские проекты, в основе каждого из них лежит выверенная бизнес-модель, иначе они были бы несостоятельны. Но эти проекты не осуществились бы без огромного энтузиазма и самопожертвования их инициаторов, что засвидетельствовали и приглашенные нами эксперты. Это относится ко всей «великолепной семерке», а применительно к поместью для молодых людей с инвалидностью «Чибисы» в Новом Петергофе, к Упсала-Цирку и магазину интеллектуального чтения «Порядок слов» на набережной Фонтанки надо говорить и о поддержке благотворителей. Так что близкая нам тема креативного меценатства тоже отчетливо звучит в рассказе об этих людях.

Разумеется, их больше, чем семеро на весь Петербург. Важно было найти модель, чтобы показать новых творцов городу и миру (номер этот русско-английский, состоящий из двух равновеликих частей со своими красочными обложками, рассчитанный на продвижение за пределами Санкт-Петербурга). Нам казалось правильным запечатлеть представителей креативного класса в сложном жанре очерка, крупным планом. Город эту идею поддержал, и номер был выпущен на средства гранта Санкт-Петербурга. Во многом поэтому решено было представить его в День Российской печати в Медиацентре Правительства.

ГЕРОИ-ЗАЛ

Разумеется, возникали опасения насчет даты 13 января, все-таки лишь третий день после новогодних каникул: кто-то еще не вернулся из отпуска, а кто-то успел укатить в командировку или с головой уйти в работу. Но немного волшебства Старого Нового года перепало и нашему событию: на встречу приехали шестеро из семи героев номера! Это генеральный директор музея «Гранд Макет Россия» Сергей МОРОЗОВ, создатель поместья для молодых инвалидов «Чибисы» Андрей ДОМБРОВСКИЙ, соучредитель магазина «Порядок слов» Константин ШАВЛОВСКИЙ, директор Упсала-Цирка Лариса АФАНАСЬЕВА, генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей ШУБ, создатель Музея оптики Университета ИТМО Сергей СТАФЕЕВ.

Лишь Олег ЖЕРЕБЦОВ не смог приехать, чтобы рассказать о своем детище – заводе Solopharm, но его достойно заменил профессор Медицинского университета Юрий Астахов. Среди других уважаемых экспертов были заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и директор Академического театра имени Ленсовета Валерий Градковский. Для начала главный редактор «Русского Мецената» Аркадий Соснов предложил им кратко представить проекты (а экспертам – еще и их авторов).

Юрий Астахов, который более 20 лет является главным офтальмологом города, признался, что для него стал приятным сюрпризом приход российского инвестора в такую сложную и деликатную сферу бизнеса, как производство остро востребованных препаратов для лечения глазных болезней, прежде всего самой распространенной – глаукомы. Откровением было и то, что российские лекарства, созданные на импортном (по большей части) оборудовании, могут быть на 30-40 процентов дешевле зарубежных аналогов, не уступая им в качестве.

Астахов, консультирующий Solopharm, эти лекарства в компактной упаковке – юнидозах, не содержащих консервантов, продемонстрировал, объяснил, что они показаны не только тем, кто страдает заболеваниями глаз, но и как профилактическое средство для всех, кто много времени проводит за компьютером, и даже, по настоянию одной из участниц презентации, лично закапал ей в глаза! Версия гуру офтальмологии о том, почему Олег Жеребцов решил поднять отечественную фармацевтику, во многом совпадает с изложенной в альманахе, поэтому отсылаем читателя к очерку «Из чистых комнат виден рынок».

Сергей Морозов раскрыл мотивы, двигавшие им при создании «Гранд Макета Россия»: чтобы каждый, кто пришел в шоу-музей, мог почувствовать гордость за свою страну. И еще, чтобы он в этом пространстве мог найти свою малую родину.

На макете на специальных досках обозначены все 1250 населённых пунктов, имеющих статус города, со своими гербами. За минувший год музей посетили почти полмиллиона человек. Сейчас Морозов получил предложение от партнеров из США – создать макет России для американского глобального макета мира. «За их деньги продвигать Россию на их континенте – почему бы и нет?!» – прокомментировал Сергей.

Андрей Домбровский на пустыре около Нового Петергофа устроил поместье, в котором учит жить и трудиться молодых людей с инвалидностью. Прививает им умения и навыки, которые они никогда не получат по месту постоянного пребывания в закрытом психоневрологическом интернате, – пользоваться вилкой и ножом, пилить дрова, выращивать овощи в теплице… «Мои амбиции – изменить взгляд на людей с инвалидностью. В первую очередь, не с физической инвалидностью, а с ментальной. Мы готовы принять человека, у которого нет каких-то частей тела, но принять человека, который думает не так, как мы, оказывается, гораздо сложнее», – пояснил Андрей.

hero6

О значении для мегаполиса таких интеллектуальных точек, как книжный магазин-клуб «Порядок слов» размышлял искусствовед Александр Боровский. Чем их больше, тем в большей мере он отвечает статусу культурной столицы. «Нравится, что книжки у них разные, не обязательно левацкие, или гламурные, или бестселлеры, как в других магазинах. По всем законам они должны были бы закрыться, но держатся, благодаря стойкости создателей и аудитории. Выбрана разумная ценовая политика, и, что приятно, культурная составляющая превышает коммерческую», – оценил эксперт. Соучредитель «Порядка слов» Константин Шавловский добавил, что стремился создать среду, в которой стилистически комфортно было бы и хипстеру, и пенсионеру, вообще любому человеку, интересующемуся книгами и общением. «Действительно, держимся на поддержке и доверии читательского сообщества, – подтвердил он мнение эксперта. – Чуть появится прибыль, сразу тратим на новые проекты: в прошлом году запустили поэтическую серию «Новые стихи», премию для молодых поэтов».

Создатель Упсала-Цирка, режиссёр Лариса Афанасьева говорила о роли цирковой педагогики в воспитании трудных подростков. Около 70% юных артистов цирка учатся в коррекционных школах, что предопределяет отношение к ним общества. А для ребят важно жить с поднятой головой, и недаром девиз Упсала-Цирка: «Хулиганы спасут мир». Лариса рассказала о превращении проекта в Упсала-Парк, состоявшемся благодаря руководителям девелоперской компании «Теорема», которые, по ее словам, тоже в известном смысле хулиганы. «В Упсала-Парке все для людей: пруд, кафе, зеленые лужайки, офисы для бизнеса и в центре – настоящий цирковой шатер. Дети, открывая двери этого шатра, не могут поверить, что это для них. То же происходит со зрителями. И вот уже третий год мы проводим в Упсала-Парке семейные мероприятия. На них приходят замечательные музыканты и художники, появился шанс делать то, что мы хотим, и мы очень ценим это ощущение свободы», – призналась Лариса и напоследок повторила шутку генерального директора «Теоремы» Игоря Водопьянова: «Скоро мы весь бизнес-парк превратим в большой цирк».

Валерий Градковский вспомнил о работе Сергея Шуба завлитом в театре имени Ленсовета в конце 1980-х. Уже тогда Сергей проявлял склонность к международным проектам, выходящим за рамки одного театра. Эксперт выразил убеждение, что только такой человек, как Шуб, мог наполнить фестивальной жизнью гигантское здание бывшего театра Ленинского комсомола, ныне «Балтийского дома», распахнуть окно в театральную Европу для новой России. Он «надышал» свой театр, как сказано в очерке. В свою очередь, Сергей Шуб уточнил, что в связке театр-фестиваль театр для него первичен и главная задача на этот сезон – достойно, репертуарными премьерами и прииглашенными спектаклями отметить 80-летие театра Ленинского комсомола – театра-фестиваля «Балтийский дом»!

Медиацентр Правительства Санкт-Петербурга

Медиацентр Правительства Санкт-Петербурга

Еще один наш герой Сергей Стафеев, не ограничившись тихими радостями профессорской жизни (чтение лекций, научная работа, издание монографий) создал на базе своего родного Университета ИТМО вместе с командой студентов-волонтеров музей оптики – по мнению Европейского оптического общества, лучший в мире. Школьникам здесь разрешат поиграть на лазерной арфе, порисовать лучом, затеряться в зеркальном кабинете и объяснят, что в основе всех оптических иллюзий лежат законы физики. Однако Сергей не согласился с тем, что музей появился с нуля, на ровном месте. Во-первых, его вдохновлял пример знаменитого популяризатора науки Якова Перельмана, создавшего в довоенном Ленинграде Дом занимательной науки, где подростки получали «прививки» к инженерному и научному творчеству. Во-вторых, в ИТМО работал пионер цветной голографии Юрий Денисюк, а часть экспонатов музею передал Оптический институт, в-третьих, музей открылся в отреставрированном университетом доме купцов Елисеевых – впрочем, об этом написано в очерке. Следующий шаг для Сергея Стафеева – разработка концепции музея «Мир науки» на площади 14 тыс. кв м в Лахта-центре: совсем иные масштабы, но принципы edutainment – вовлечения молодежи в образование и науку через развлечение, игру, интерактив – остаются неизменными.

В процессе обсуждения проектов возник спонтанный синергетический эффект. Предлагалось будущий музей науки в Лахта-центре дополнить «Гранд Макетом Санкт-Петербурга», организовать для молодых подопечных Андрея Домбровского экскурсии в Музей оптики и посещение Упсала-Цирка, открыть филиал магазина «Порядок слов» в «Балтийском доме». И всех партнеров снабжать юнидозами от Solopharm – для улучшения творческой зоркости… В результате родилась идея учредить в Санкт-Петербурге клуб креативных людей (по этому поводу Сергей Стафеев вспомнил средневековое Братство святого Луки, в которое входили художники, ученые и представители бизнеса в лице печатников и стекольщиков) и раз в год 13 января принимать в него новых членов, героев альманаха «Русский Меценат».

Как знать, говорят, что задуманное на Старый Новый год сбывается…

Фото: Ольга КАРАТАЕВА, Дмитрий ФУФАЕВ