Завершился трехдневный фестиваль «Летний сад-315», приуроченный к юбилею старейшего паркового комплекса Петербурга. В эти дни сад был особенно хорош – постарались известные флористы из России и Голландии, украсившие его ландшафтными, цветочными композициями и тематическими инсталляциями, на фоне которых можно было сделать запоминающиеся фото. Посетители знакомились с ретроспективной выставкой уникальных документов и изображений, посвященной Летнему саду: планы застройки, черно-белые фотографии, выдержки из воспоминаний… Публике были представлены променады в стиле разных исторических эпох – не просто костюмированные прогулки, а профессиональные театральные постановки. На аллеях можно было встретить самого Петра I и Екатерину II, пришедших полюбоваться пышными торжествами на территории любимого сада. Для гостей проводили тематические экскурсии: свои владения показывал садовник в старинном голландском костюме. Сад наполнялся звуками живой музыки в исполнении оркестра «Северная симфониетта» театра «Мюзик-Холл» под управлением Фабио Мастранджело и «Терем-квартета»; камерная музыка XVIII- XIX веков позволила еще тоньше почувствовать атмосферу того времени. Под занавес ежедневной концертной программы их сменяли романтичные джазовые композиции, словно перебрасывая мостик в наши дни.
В рамках фестиваля отметили 220-й день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Сразу на ум приходят строки поэта, которые частенько можно услышать от экскурсоводов сада: «Летний сад — мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома». Под куполом вековых деревьев звучали романсы на его стихи, показывали моноспектакль «Евгений Онегин» в исполнении актера театра «Монплезир» Игоря Ларина… Не омрачал настроения даже изредка моросивший дождь – организаторы предусмотрительно создали крытые зоны-островки для проведения концертов, мастер-классов, викторин, розыгрышей призов и сувениров.
Летний сад по праву считается первым парком Петербурга. Его начали строить в 1704 году, о чем свидетельствуют письма Петра I боярину Стрешневу. В них царь распоряжался, какие растения надо привезти из Нидерландов, и, как гласит молва, сам их сажал – для будущих поколений. Царь мечтал создать сад «лучше, чем в Версале у французского короля».
По описаниям современников, Летний сад в годы правления Петра украшали фонтаны и скульптуры, он был излюбленным местом прогулок членов императорской фамилии, знатных семей, известных деятелей культуры и искусства. В 1777 году наводнение нанесло саду значительный ущерб: была разрушена фонтанная система, повреждены скульптуры, сломаны деревья. После реконструкции облик сада изменился; фонтаны, как и многие постройки петровских времен, решено было не восстанавливать.
В советский период была снесена часовня, а в 1924 году Летний сад снова пострадал от водной стихии. В дни блокады Ленинграда в саду были устроены огороды, на которых трудились школьники с учителями – выращенные им овощи помогали горожанам выжить в то страшное голодное время. В память об этом одну из аллей назвали Школьной. По окончании Великой Отечественной войны парк стал общедоступным, здесь играли симфонические и духовые оркестры, проводились художественные выставки.
А пятнадцать лет назад сад перешел в ведение Русского музея. И вновь его облик изменился, главным образом в результате трехлетней реставрации, завершившейся в 2012 году. Новая концепция Летнего сада по сей день вызывает споры. Посетители обсуждают нынешние копии скульптур из мраморной крошки, скрепленной полиэфирными смолами, и их сочетаемость с гранитными пьедесталами, которые были возвращены и установлены на свои исторические места. Для одних нынешний сад, окаймленный изгородями-шпалерами с решетками и табличками, стал более «музейным», дидактичным. Другие сетуют на встречающиеся тут и там закутки с едой. Конечно, раньше они тоже были, но назывались при Петре увеселительными павильонами и имели более привлекательный вид.
Директор Русского музея Владимир Гусев считает, что время подтвердило правоту реставрационной концепции, для него Летний сад – чуткий живой организм, которому свойственно со временем меняться. Вместе с тем отвечающие за него сотрудники музея постарались как можно больше сохранить с петровских времен. Почетом и вниманием окружен дуб – ровесник Петра, самое старое дерево города, что подтверждает специальный сертификат, своеобразная медкарта, отражающая «состояние здоровья» дерева.
К 350-летию со дня рождения самодержца (торжества по этому поводу начнутся в 2019 году и продлятся до 2022 года) предполагается высадить «всероссийскую дубовую рощу» из желудей исторического дуба. Воплощать замысел уже начали в шестнадцати городах России.
Парковый ансамбль в самом сердце северной столицы России даже в будние дни не пустует. Вход в него бесплатный (правда, в дни фестиваля было сделано исключение).
Он занимает первые строчки в списках мест, обязательных к посещению туристами. Да и сами петербуржцы не упускают возможности заглянуть в любимый пушкинский сад, пройтись от скульптуры Чижика-Пыжика вдоль Фонтанки, минуя Летний домик Петра, любуясь по пути яркими цветниками, и далее причудливым маршрутом мимо живых изгородей к берегам Невы.
Нынешние хозяева Летнего сада вслед за Петром Первым, который хотел сохранить это великолепие для потомков, так же трепетно и любовно опекают этот овеянный историей оазис красоты, уюта и спокойствия в черте мегаполиса.
Анастасия ЩУКИНА,
студентка Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ