Императрица снова в Тронном зале

j0hvL_croper_ru

В Тронный зал Большого дворца в Петергофе вернулся парадный портрет Екатерины I работы Генриха  Бухгольца (1735 – 1781). В 1770-х годах немецкий художник создал портрет первой российской императрицы специально для этого зала по заказу Екатерины II. В этот период Екатерины Великая капитально перестраивает Тронный зал по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. В господствовавшем тогда стиле классицизма плафон заменила гладь потолка, обрамленная лепной рамой, деревянная отделка заменена «штукатурной работаю». Подчеркивание преемственности власти имело программное значение для Екатерины II, поэтому важным элементом убранства зала стали парадные портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, написанные тем же Генрихом Бухгольцем, работавшим при российском императорском дворе.

KOR_9323-1_resize

KOR_9349-4_resize

В 1844 году портрет Екатерины I наряду с другими портретами кисти Бухгольца был перевезен в Императорский Эрмитаж для снятия с него копии. «По снятии сих портретов со стен Большаго Зала … оказалось, что от сырости воздуха и от времени они много пострадали и некоторых из них живопись совершенно отпала». Поэтому в 1846 году он был отреставрирован в живописной мастерской Эрмитажа и  возвращен на свое место в Большой дворец. В следующий раз портрет снимали в 1870 г. для экспонирования на «Выставке русских портретов известных лиц XVI — XVIII веков, устроенной Обществом поощрения художников». В годы Великой Отечественной войны портрет Екатерины I был эвакуирован в Ленинград. После войны он хранился в Павловском дворце, а в 1962 году был возвращен в Петергоф и отреставрирован   художником-реставратором Л.А. Любимовым. В марте 2015 года при очередном детальном осмотре полотна выяснилось, что картина нуждается в реставрации, которая и была проведена в мастерских Государственного музея-заповедника «Петергоф».

KOR_9397-9_resize

 KOR_9725-42_resize

В ходе реставрации выяснилось, что для создания картины Бухгольц на большой холст наклеил погрудное изображение Екатерины I кисти другого художника и дописал его. Известно, что мастер неоднократно использовал подобный прием: например, в ГМЗ «Царское Село» хранится выполненный им в 1768 г. портрет императрицы Елизаветы Петровны, в который вшит камерный портрет  кисти Каравака. Использованный Бухгольцем для создания петергофского портрета Екатерины I погрудный портрет повторяет иконографию написанного в 1717 году в Гааге портрета кисти Жана-Марка Натье.

KOR_9745-45_resize

После утоньшения слоя лака и удаления записей выяснилось, что императрица одета в платье не из золотой, а из серебряной парчи, в прическе открылись драгоценности с жемчугом, а также стало возможным рассмотреть пейзаж на дальнем плане: военный лагерь с шатрами и крепость с приспущенными флагами.

KOR_9875-59_resize

Участники церемонии возвращения портрета не только стали свидетелями монтажа отреставрированного полотна в самом объемном и торжественном зале Большого Петергофского дворца, но также побывали в реставрационной мастерской ГМЗ «Петергоф», где были сделаны эти необычные открытия. Их автором с полным основанием можно считать художника-реставратора ГМЗ «Петергоф» Елену Львову, выполнившую реставрацию портрета.

Источник: Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»

Фотограф: Слава Королев