Вчера в Москве состоялась II Международная конференция «Социальные инновации: определяем будущее». Впервые в России на одной площадке собрались около 300 экспертов в области социального предпринимательства и социальных инноваций из семи стран. В течение дня они обменивались опытом новейших решений в области социального предпринимательства в своих странах.
Открывший конференцию крупный бизнесмен и социальный инвестор, президент ПАО «ЛУКОЙЛ» и учредитель Фонда «Наше будущее» Вагит Алекперов поделился с собравшимися наработками Фонда по поддержке социальных предпринимателей: «За эти десять лет мы продвинулись далеко вперёд. Общество позитивно восприняло работу Фонда, его деятельность получила поддержку на государственном уровне. Сегодня представители организации входят в различные правительственные комитеты и рабочие группы по развитию социальной сферы России. Разработанные ими рекомендации используются Советом Федерации, Государственной Думой и профильными министерствами для выработки наиболее эффективных инструментов поддержки социального бизнеса в стране. Мы надеемся, что закон о социальных предпринимателях, которым с 2016 года занимается Минэкономразвития России, будет принят в ближайшее время. Вместе с тем, мы никогда не ставили вопрос о том, что социальное предпринимательство должно заменить собой государство. Все-таки, основная социальная ответственность государства – это поддержка человека и идей, которым нужно оказать помощь через реализацию социальных программ, заложенных в бюджете».
Как отметил Вагит Алекперов, социальный предприниматель – это инициативный человек, который хочет изменить мир вокруг себя. Но иногда ему на первых порах нужна поддержка, чтобы его идея не умерла – нужны и начальные средства, и возможность представить свой товар. Сегодня эти задачи решаются ресурсами Фонда «Наше будущее», и не только. Так, сеть заправочных станций «ЛУКОЙЛ» предоставляет возможность социальным предпринимателям выставлять и реализовывать свою продукцию. Кроме того, для их поддержки компания проводит конкурс социальных проектов.
Затем эксперты из США, Великобритании, Италии, Китая, Южной Кореи и Германии рассказали об образовательных проектах, о социально преобразующих инвестициях, государственной поддержке социального предпринимательства в своих странах. Так, по словам Энрико Тести, директора Центра социального бизнеса М. Юнуса во Флоренции, первый закон о социальном предпринимательстве в Италии был принят еще в 1991 году. Он был направлен на создание благоприятной экосистемы для социальных инноваций. В этом процессе должны быть задействованы все стейкхолдеры. К примеру, лишь при условии, что общество ценит труд инвалидов, он будет востребован. Эксперт подчеркнул еще одну важную мысль: у социального предпринимателя должно быть право на ошибку. Пока что гранты даются лишь на решение социальной проблемы, но не на эксперимент.
Директор Центра управления социальными предприятиями Ли Джонгхйон представил инфраструктуру поддержки социального предпринимательства в Южной Корее. Она стала создаваться после финансового кризиса 1997 года, вызвавшего рост безработицы, после чего власти были вынуждены разработать систему поддержки социальных предприятий, включая предоставление субсидий и совершенствование законодательной базы. Позитивные тенденции нарастали, число таких предприятий росло год от года, недавно для их поддержки было создано специальное агентство в структуре Министерства труда. По оценке докладчика, если выделить четыре стадии развития социальной экономики, его страна находится на третьей стадии; размер социальных инвестиций пока недостаточно высок и государство остается самым сильным игроком на этом рынке.
О роли образовательных программ в сфере социального предпринимательства говорили Джилл Кикал, профессор Центра исследований предпринимательства Ллойда Грейфа (США) и Дебби Брок, доцент кафедры предпринимательства и маркетинга Университета Вингейт (Великобритания). Джилл Кикал и ее университетские коллеги при формировании социальных предпринимателей читают курсы для студентов и практикующих специалистов, проводят исследования и выпускают учебные пособия с целью обеспечить эффективность работы социально ориентированных предприятий. Магистр социального предпринимательства в ходе очного или очно-заочного обучения получает не только экономические знания в объеме МБА, но и представления о гармонии экономических, социальных, культурных, экологических ценностей в бизнесе.
Aлекс Николс, профессор Said Business School Оксфордского университета (Великобритания) размышлял о стратегии социального предпринимательства на фоне т. наз. «злостных проблем» (изменение климата, международный терроризм, глобальное загрязнение окружающей среды, недостаток продовольствия для растущего населения планеты) – новых вызовов, стоящих перед человечеством. О необходимости оценки экономической эффективности социально преобразующих инвестиций убедительно говорил Фолькер Тен, директор Центра социальных инвестиций и инноваций Гейдельбергского университета (Германия). Он привел поучительные примеры осмысленной поддержки некоммерческого сектора (проект социальных домов, в которых живут люди разных поколений, способные поддерживать друг друга, не только создает новую среду общения, но и помогает снизить бюджетные затраты на уход за престарелыми). Эти и другие выступления были особенно актуальны для российских социальных предпринимателей, ведь по ряду представленных направлений наша страна лишь в начале пути.
В перерыве между пленарными заседаниями участники конференции смогли пообщаться со спикерами в «Диалогах». Это новый деловой формат для подобных конференций, позволивший представителям разных регионов России лично встретиться с экспертами мирового уровня и задать им интересующие вопросы. В одном из залов опытом деятельности Фонда «Наше будущее» поделилась его директор Наталия Зверева. «Первые пару лет существования Фонда, когда мы только начинали развивать тему социального предпринимательства в России, многие известные люди, социологи и чиновники говорили, что невозможно делать добро и зарабатывать деньги. В свою очередь, мы доказывали, что можно помогать предпринимателям, создавая устойчивые модели, в которых они не ходят с протянутой рукой, а учатся зарабатывать сами. Мы поддерживаем инновационные проекты, ищем и находим новые методы, которые доказывают жизнеспособность этих моделей».
В диалоге с главным редактором альманаха «Русский Меценат» Аркадием Сосновым Наталия Зверева раскрыла принципиальные отличия социального предпринимательства (и предпринимателя) от чисто коммерческого. Этой теме будет посвящена отдельная публикация.
Также на площадке конференции прошла выставка, на которой была представлена продукция социальных предпринимателей из России и из-за рубежа. Участники могли приобрести натуральную косметику, послушать стихи в исполнении антропоморфного робота «Пушкина», узнать, как работают корейские наручные часы для слепых, попробовать вкуснейшую пастилу из Коломны, отдать должное обучающим наборам по изучению Солнечной системы из Болгарии.
Альманах «Русский Меценат» – информационной партнер конференции.