Искатели будущего в настоящем

Одним из завершающих аккордов выставки «AES+F. Предсказания и откровения» в санкт-петербургском ЦВЗ «Манеж» стала дискуссия «Искусство как катализатор будущего».
Выставка посвящена в первую очередь предчувствию будущего, которое проявляется в работах арт-группы AES+F: настоящие визионеры, они не просто обнажают глобальную ситуацию текущего момента, но и предсказывают день завтрашний, как это случилось с их «Исламским проектом», трагически материализовавшимся в Нью-Йорке 11.09. 2001.

Поэтому и в рамках дискуссии предполагалось рассмотреть предсказания художников в контексте научных прогнозов и открытий, сферы образования и социальной-культурной жизни города. Во всяком случае, участники – Татьяна Арзамасова и Лев Евзович (AES+F), Семён Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств, Комиссар Павильона России на Венецианской биеннале, Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, и Анастасия Ярмош, искусствовед, арт-консультант, директор Центра Art&Science Университета ИТМО – честно пытались сделать это.

Модератор встречи Анна Ялова, продюсер выставки AES+F в Манеже, одну за другой подбрасывала темы для обсуждения — алармистские прогнозы и социальная роль искусства; визуализация мечты — способны ли художники, как и ученые, влиять на будущее и создавать его; современное искусство в роли ментора; искусство как ориентир для научных открытий и социальных изменений… Вопросов было больше, чем ответов по существу, но желающие могли получить немало информации к размышлению.

Семен Михайловский сразу провел ограничительную линию между реальностью и фантазиями о будущем: в Академии художеств не воспитывают пророков, а дают классическое образование, хотя в эпоху неопределенности, вроде нынешней, маги востребованы. На примере участников AES+F видно: фундаментальное образование – школа, которую желательно пройти любому кандидату в оракулы. Они чувствуют настоящее, при этом в их произведениях заложены маркеры будущего.

Татьяна Арзамасова, размышляя о непростых отношениях предсказателей с обществом, напомнила об античной истории и горестной судьбе Кассандры. Лев Евзович, отвечая
на вопрос ведущей, формируют ли художники будущее своими прогнозами, выразил надежду, что это не так. Ведь искусство далеко не всегда обращено к идеям прогресса,
как правило, оно предлагает неутешительные прогнозы, которые могут служить предостережением.

Анастасия Ярмош выявила различия между предсказаниями ученых (гипотезами, выстроенными на аналитической базе) и художников, основанными на интуиции.
Тем плодотворнее их взаимосвязь в отражении картины мира. Евзович по этому поводу заметил, что художник не несет ответственности перед обществом (если он будет бояться ответственности, ничего не создаст), ученый, к примеру, создавший атомную бомбу, – несет. Поэтому после теракта 2001 г. аесэфовцы «испытали трагическое смущение и страх; пророки не такие счастливые люди».

Владимир Княгинин тоже говорил о разной степени ответственности – эксперта-футуролога (практически нулевая) и государственного деятеля, планирующего будущее (невероятная). В этой связи был интересен его взгляд на актуальные проекты развития мегаполиса, входящие программу «Проекты, двигающие город», в частности, арт-парк у Тучкова моста. Вице-губернатор предсказал (!), что этому островку в океане культурного наследия суждено стать центром притяжения для миллионов людей, при этом «он не должен быть собран в той логике, в какой собран остальной Санкт-Петербург».

Возможно, именно это арт-пространство будет полигоном для искусства будущего, которое Лев Евзович видит как искусство впечатлений и событий, создаваемое с помощью новейших технологий. А в настоящем AES+F представляет в Манеже технократический матриархат 2070 года видеопроектом «Турандот» (сказка Гоцци, музыка Пуччини). И участникам дискуссии, из тех, кто помоложе, повезет увидеть, как оно будет на самом деле.