В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, молодой человек по имени Родион Раскольников вышел из своей каморки. Прогулка завершилась трагически – Преступлением и Наказанием. Однако теперь каждую первую субботу июля Петербург отмечает День Достоевского. 6 июля он прошел в юбилейный десятый раз, причем вернулся на «историческую родину» — в Кузнечный переулок.
От Владимирской площади до музея писателя всё пришло в движение: сотни петербуржцев и гостей города устремились вслед за карнавалом. Праздничное шествие традиционно возглавили сам классик и старуха-процентщица — гигантские марионетки театра «Кукольный формат».
Торжество открыл флэшмоб «Всемирное братство». Именно об этом братстве писатель говорил в знаменитой «Пушкинской речи». Он уверял: русская душа «всечеловечна и воссоединяюща», и «удел России есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братского стремления к воссоединению людей». В этом году День Достоевского совпал с Днем поцелуев и объятий: с их помощью зрителям предложили поддержать мысль о всеобщем единении. Знаменуя грядущую мировую дружбу, обнялись и Фёдор Михайлович с многострадальной Алёной Ивановной — и кажется, даже забыли прошлые обиды.
С лозунгами «Да здравствует Достоевский!», «Да здравствует великая русская литература, товарищи!» процессия направилась к музею, где с балкона своей старинной квартиры Достоевский приветствовал публику. Классик поблагодарил всех, кто собрался в Кузнечном переулке и назидательно призвал к чтению:
— Пусть этот праздник пройдет по городу волной любви не только к моим произведениям, но и ко всей мировой литературе. Читайте, господа! Больше читайте! И не просто читайте, а познавайте, размышляйте, воображайте. Пусть литература помогает Вам стать истинными творцами своей жизни.
«Волна любви» к книге, нахлынувшая на Петербург, началась с «Литературного ассамбляжа». Спектакль познакомил зрителей с зарубежными писателями, повлиявшими на творчество Достоевского. На сцене предстали Сервантес, Гофман, Мольер, Диккенс, Бальзак и Дюма-сын. Представление получилось ироничным и смешным: Бальзак продемонстрировал публике свою «Теорию походки», а распалившегося Гофмана унес со сцены верный спутник кот Мурр. Наконец в Кузнечном появился и сам Достоевский, и плеяда авторов воздала почести главному герою «ассамбляжа». Затем на сцену вышли персонажи произведений великих классиков: Тартюф, созданный Мольером, превратился в Фому Опискина. «Опустошенный мучитель женщин» Дон Жуан стал двойником Николая Ставрогина из романа «Бесы». А Дон Кихот воплотился в образе князя Мышкина — так случилась встреча двух «положительно-прекрасных» людей.
Как водится, волна любви к литературе хлынула в разные уголки Петербурга. День Достоевского отмечали в шести музеях. К примеру, музей Анны Ахматовой представил новую экскурсионную программу «Шаг времени. От Ахматовой к Достоевскому». Экскурсия началась под аркой дома № 53 по Литейному проспекту, на стене которой заметно выделяются строки: «Россия Достоевского. Луна / Почти на четверть скрыта колокольней…». Путешествуя параллельно по пространству текста и города, слушатели не только погрузились в творчество Анны Ахматовой, но и увидели Петербург глазами Достоевского.
Гуляя вдоль шумного Литейного проспекта по следам Достоевского, мы неизбежно возвращаемся на Владимирскую площадь, которая в эту субботу собрала самых преданных почитателей классика. Любой желающий мог поучаствовать в народной акции «Мой Достоевский: музей создается людьми» и рассказать о том, что для него значит творчество писателя. Лучшие видеоинтервью станут частью одноименной выставки, которая откроется в 2020 году. И в этом видится особая преемственность, свойственная литературе: от автора к автору, от писателя к читателю из поколение в поколение передается великая история человека. Это и есть всемирное братство.
Софья КАЛИНИЧЕНКО, студентка ЛГУ имени А.С. Пушкина
Фото автора