Московский Музей AZ (Анатолия Зверева) представил в Русском Музее один
из своих наиболее успешных проектов «Лики / Лица / Морды».
Выставка, открывшаяся в Мраморном дворце, приурочена к 90-летию
легендарного художника-нонконформиста Анатолия Зверева (1931–1986) и
посвящена феномену непарадного портрета в отечественном искусстве ХХ и
ХХI веков.
Зверев – ярчайший персонаж послевоенной московской художественной
сцены. Несмотря на ранний уход, он оставил впечатляющее творческое
наследие, около 30 тысяч произведений, его работы находятся в собраниях
многих крупных коллекционеров неофициального советского искусства,
музеях по всему миру – от Третьяковской галереи до нью-йоркского МоМА.
Экспозиция включает более 90 работ художников-шестидесятников и
авторов более позднего времени – около половины из них самого А. Зверева.
Другая – произведения Д. Плавинского, В. Яковлева, В. Немухина, В.
Янкилевского, О. Целкова, М. Шемякина, Л. Кропивницкого, М. Шпиндлера,
Б. Свешникова, Э. Штейнберга, Л. Пурыгина, И. Лубенникова, С. Шутова, Н.
Нестеровой, Л. Ротаря, Н. Турновой, Г. Брускина, Г. Богомолова, Э.
Зеленина, И. Ворошилова. «Лицо» в их творчестве предстает и в
традиционном портретном плане, с акцентом на психологизме,
эмоциональном состоянии, и в гротескном исполнении.
Столь же выразительна мультимедийная составляющая выставки:
сменяющие друг друга на экране фотографии художников, запечатленных
Анатолием Брусиловским и Игорем Пальминым.
На открытии выставки генеральный директор и основатель музея AZ
коллекционер и меценат Наталия Опалева рассказала об истории его
создания нашему альманаху:
– Зверев был очень московским художником, и представить его за пределами
Садового кольца практически невозможно. Хоть он и бомжевал, как сказали
бы сейчас, у него не было дома, не было мастерской, он постоянно ходил по
мастерским своих друзей, конечно, надо было найти особняк в центре и
желательно рядом с метро, в интересах посетителей. Изначально мы
задумывали мономузей, музей одного художника, поэтому нам казалось, что
особнячка в центре Москвы будет вполне достаточно. По таким
параметрам и выбрали дом площадью около 500 кв м рядом с метро
«Маяковская». Сейчас в нем стало тесновато, поскольку мы показываем не
только Зверева, но и других художников-нонконформистов, но теперь это
место уже намоленное. Думаем о расширении, а пока расширяемся,
организуя выставки на других площадках. Русский музей всегда был для меня
одним из главных символов Санкт-Петербурга и русской культуры в целом,
поэтому и для нашего музея, и для меня лично эта выставка большая честь
и радость.
В свою очередь, заведующий отделом новейших течений Русского музея
Александр Боровский признался, что выставка побудила его изменить
спокойное отношение к творчеству Анатолия Зверева, увидеть в нем
«странные сближенья» с петербургским контекстом, а представленные на
выставке работы вполне компонуются с классическим западным
модернизмом.
Экспозиция будет открыта всего шесть недель, по 10 марта 2022 г. Для
посещения Русского музея обязательно наличие QR-кода.