Вчера состоялось торжественное открытие после реставрации трех залов Китайского дворца, приуроченное к 250-летнему юбилею жемчужины ораниенбаумского ансамбля ГМЗ «Петергоф». Почетными гостями церемонии стали и.о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов, генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге госпожа Го Минь и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Александр Медведев. Церемонию открыли приветственной телеграммой министра культуры РФ Владимира Мединского. Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая в своем выступлении отметила, что «это удивительный памятник, памятник чудачества красивой женщины. Екатерина Великая увлеклась культурой и искусством Востока. Но следовала не моде на «китайщину», а взглядам на китайскую культуру и философию, с которыми ее познакомил ее постоянный корреспондент Вольтер». Танец с веерами, подражание Пекинской опере и полет дракона стали частью театрализованного действа, после которого гости увидели отреставрированные комнаты великого князя Павла Петровича в восточной половине дворца: Штофную опочивальню, Будуар и Кабинет.
Штофная опочивальня являлась парадной спальней наследника. При Екатерине II стены комнаты были декорированы «по селадоновому грунту» штофом. За период с 1847 по 1898 г. художественное убранство комнаты претерпело кардинальные изменения: в алькове обветшавшая ткань была заменена новой, а предальковная часть комнаты получила оформление в виде четырех живописных композиций. Именно эти декоративные панно, выполненные художниками И.П. Келером и Л.Х. Фрикке и хранившиеся в запасниках с 1950-х гг., возвратились на свои исторические места. Сохранившиеся фрагменты отделки селадонового цвета, покрытые росписью XVIII века, можно увидеть на панелях в нижней части стен. Реставраторам удалось законсервировать расчищенные панели без дорисовки и воссоздания. Отдельного внимания заслуживает знаменитый паркет, созданный в XVIII столетии по рисункам А. Ринальди. В ходе консервационных работ реставраторы-паркетчики сумели сохранить художественный набор из редких пород дерева.
Рядом со Штофной опочивальней расположен Кабинет Павла, в XVIII веке получивший название «Кабинетик» из-за своих небольших размеров. В ходе реставрации произошло удивительное открытие: в Будуаре была обнаружена подлинная дверь XVIII столетия, которая при Екатерине II соединяла это помещение с Кабинетом Павла. В XIX веке дверь была демонтирована и включена в часть отделки стены. Невероятно, но с другой стороны двери сохранилась живописная отделка, повторяющая изображения на стенах кабинета Павла, приписываемые Серафино Бароцци.
Будуар, называемый в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев, отведенных для великого князя. После реконструкции дворца в 1850-х гг. сюда из Орехового покоя на половине Екатерины II перенесли резные деревянные фанерованные панели XVIII века. Живопись на них также была детально и тщательно отреставрирована.
Открывшиеся интерьеры украсят музейными предметами. Так, в Кабинете Павла будут размещены отреставрированные китайские мраморные и деревянные панно второй четверти – середины XVIII века. В Будуаре можно будет увидеть дорожный туалетный стол Екатерины Великой. В Штофную опочивальню вернутся редчайшие образцы прикладного искусства – соломенные панно, вышитые синелью и стеклярусом, в 1762-1764 годах в мастерской мадам де Шель.
Масштабные реставрационные работы в залах Китайского дворца с 2009 года проходят при неизменной заинтересованной поддержке ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербурга» и ООО «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ», позволившей к 250-летию дворца представить взору посетителей десять из семнадцати интерьеров.
«Русский Меценат» в своих публикациях и на сайте неоднократно рассказывал о системном сотрудничестве музея-заповедника и компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в реставрации Китайского дворца.
По материалам официального сайта ГМЗ «Петергоф»
Фото Евгения Щербакова («Газпром трансгаз Санкт-Петербург»)