Костюм как символ искусства и любви


В Шереметевском дворце состоялась предновогодняя встреча Клуба друзей Музея театрального и музыкального искусства. Главная тема – завершение реставрации уникального костюма из коллекции музея — платья Надежды Забелы-Врубель для партии морской царевны Волховы из оперы Римского-Корсакова «Садко». В этом струящемся наряде из шелка и бусинок жемчуга, созданном по эскизам Михаила Врубеля, словно отразилась прекрасная и трагическая история любви художника и певицы.

О тончайшей работе по воссозданию костюма, которому уже более ста лет, рассказала заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа Марина Денисова. Особая сложность заключалась в том, что платье частично уже подвергалось реставрации, и со временем эти подновления стали негативно воздействовать на ткань. Кроме того, жемчуг, который местами нуждался в замене, сам по себе оказывает нагрузку на шелк. Но реставраторы столь искусно выполнили свою миссию, что различить следы их вмешательства абсолютно невозможно. Гости вечера получили редкую возможность лицезреть костюм, изготовленный рукодельницами мастерских Императорских театров, практически в первозданном виде. Скорее всего, он будет надежно храниться в запасниках музея и лишь изредка выставляться, как и подобает шедеврам.

Достойным дополнением к этой части программы стали произведения из репертуара Надежды Забелы-Врубель, исполненные солистами «Санкт-Петербург – Оперы» Софьей Некрасовой (сопрано) и Ярамиром Низамутдиновым (тенор).
Реставрация стала возможна при поддержке компании ТГК-1. И об этом с благодарностью меценатам и с надеждой на продолжение сотрудничества говорила директор музея Наталья Метелица. Она также рассказала о другом проекте, в котором активно участвует музей, – создании памятника великому певцу Ф.И. Шаляпину. По результатам конкурса определен скульптурный портрет, который будет установлен в Александровском саду, близ Народного дома Николая II, где выступал певец. До недавних пор в здании размещался Мюзик-холл, ныне это Санкт-Петербургский государственный музыкальный Театр имени Ф.И. Шаляпина.

Но внимание музейщиков привлек совершенно неожиданный проект молодого скульптора Анастасии Ежовой. Здесь нет Шаляпина, но есть диван, трость, пальто и верный бульдог Булька, который его ждет, – и есть чувство соприкосновения с трудной судьбой легендарного артиста, оторванного от Родины, пережившего испытание чужбиной. Предполагается установить столь необычный памятник во дворе дома на Аптекарском острове, где в последней петроградской квартире Ф.И. Шаляпина расположен музей его имени, – филиал Музея театрального и музыкального искусства.