Музейно-выставочный центр РОСФОТО представляет уникальный проект — выставку-лабораторию «Дагер против Тальбота», которая начнет работу 26 февраля. Продолжая серию исследований по истории фотографии, новая экспозиция впервые в России сопоставляет и анализирует особенности первых фотографических техник, параллельно изобретенных французом Луи Дагером и англичанином Генри Тальботом.
В 1839 г. Д.-Ф. Араго и Ж.-Б. Био после сделанного ими сообщения об открытии фотографии получили письмо следующего содержания: «Через несколько дней я буду иметь честь представить Академии наук форменное заявление на принадлежащее мне первенство в открытии следующих двух способов, приписываемом г-ну Дагеру: 1) фиксации изображений, даваемых камерой-обскурой, и 2) такой обработке этих изображений, что они более не изменяются при дальнейшем действии света. Весьма занятый в настоящее время трактующим о сем предмете мемуаром, который я должен читать на днях в Королевском обществе, ограничусь пока тем, что прошу Вас принять уверение в моем совершеннейшем уважении».
Так заявил о своих претензиях на приоритет в открытии фотографии английский ученый Вильям Генри Фокс Тальбот. И ему действительно принадлежит честь создания двухступенного фотографического процесса, дающего в камере-обскуре на светочувствительной бумаге негативное изображение, с которого контактным способом получают позитивы. Эта идея лежит в основе классической галоидосеребряной фотографии. Будучи высокообразованным человеком, он оставил после себя большое научное наследие: двухтомное сочинение по изучению античности и классической литературы, труды по решению интегральных уравнений, расшифровку древних ассирийских клинописей, первый поляризационный микроскоп и первые результаты исследований оптических кристаллов в поляризованном свете.
Выставка «Дагер против Тальбота» показывает более 100 редчайших подлинных ранних фотоизображений, начиная с 1840-х годов, из коллекции РОСФОТО; раскрывает особенности, преимущества и недостатки обеих технологий. В рамках экспозиции также демонстрируются результаты последних открытий РОСФОТО, на основе ранее опубликованных материалов многотомного фундаментального издания «Дагерротип в России».
Кроме того, к выставочному проекту специалисты отдела лабораторно-реставрационных исследований РОСФОТО и художники отдела новейших исследований Новой академии изящных искусств начали совместные эксперименты по восстановлению и воссозданию старинных техник фотографической печати. Созданы современные художественные музейные копии классических произведений ранней светописи, не имеющие ограничений по сроку экспонирования и адаптированные для аудитории со слабым зрением.
Источник: РОСФОТО