В санкт-петербургском Музее-институте семьи Рерихов открылась выставка «Николай Рерих и Латвия». Латвия занимает особое место в биографии Николая Константиновича Рериха. Выставка посвящена творческим, общественным и родственным связям художника с этой страной. Подлинные работы Николая и Святослава Рерихов привезены в Петербург из Латвийского национального художественного музея, Лиепайского музея, архива Латвийского общества Рериха, Латвийского государственного исторического архива. Многие полотна демонстрируются впервые. Настоящее открытие – документы, письма и фотографии, рассказывающие о латышских корнях Николая Константиновича.
Рига – единственный в мире город имеющий улицу имени знаменитого художника, философа и путешественника, отметила, выступая на открытии экспозиции, Генеральный консул Латвийской Республики в Санкт-Петербурге Ирина Мангуле. По ее словам, «выставка из Латвии смотрится в стенах Музея-института семьи Рерихов очень хорошо».
Куратор выставки Виктория Шуршина рассказала, что она продолжает проект музея, рассказывающий о связи художника с разными странами –Украиной, Финляндией, Эстонией, но Латвия стоит особняком: «Для Латвийского общества Рериха присылались полотна, тщательно отобранные самим автором и его женой Еленой Рерих. После ликвидации общества советской властью картины были переданы в Рижский городской художественный музей. В 1943 году некоторые из них были возвращены членам общества Рериха и находились в частном доме. Во время сталинских арестов, которым подверглись рериховцы, картины были конфискованы и в 1950 году снова оказались в музее. Там они лежали в спецхране, долгое время их запрещено было показывать».
Петербургская публика имеет уникальную возможность увидеть эти полотна, некоторые из них – впервые, рассказывает главный хранитель фондов Рериха Латвийского национального художественного музея Ксения Рудзите: «Постоянная экспозиция нашего музея включает такие шедевры художника, как «Путь», «Кулута», «Сострадание», и теперь приехали в город на Неве. Святослав Рерих продолжал традицию отца, присылая в Латвийский музей свои картины. Мы также их показываем в Петербурге».
Вместе с работами Николая Рериха представлены и произведения живописи и графики латышских мастеров, с которыми он общался в петербургский период своей жизни, а также работы художников, учившихся под его руководством в школе Императорского общества поощрения художеств, среди которых был ставший впоследствии знаменитым художник-конструктивист Густав Клуцис.
Выставка состоит из нескольких тематических частей: род Рерихов в Латвии; Петербург: сокурсники и ученики; Коллекция произведений Николая и Святослава Рерихов в Латвийском Национальном художественном музее. Особый раздел посвящен Латвийскому обществу Рериха, его истории и деятельности с 1930 по 1940 годы.
Латвия занимает особое место в биографии Николая Константиновича Рериха. Выставка посвящена творческим, общественным и родственным связям художника с этой страной. Подлинные работы Николая и Святослава Рерихов привезены в Петербург из Латвийского национального художественного музея. Многие полотна демонстрируются впервые. Настоящее открытие — документы, письма и фотографии, рассказывающие о латышских корнях Николая Константиновича.
Художественный материал, архивные документы, издания из собраний Латвийского Национального художественного музея, Лиепайского музея, архива Латвийского общества Рериха, Латвийского государственного исторического архива дают возможность зрителям увидеть многообразные аспекты сотрудничества и взаимодействия Николая Рериха с представителями культуры и искусства Латвии, то, что связывало художника с землей его предков.
Рига — единственный в мире город имеющий улицу имени знаменитого художника, философа и путешественника, отметила, выступая на открытии, Генеральный консул Латвийской Республики в Санкт-Петербурге Ирина Мангуле:
«Николай Рерих связан с Латвией очень тесно. В Риге есть улица его имени, что уникально и мы гордимся этим. Музеи двух наших городов связывает дружба. Это доказывает, что связи на поприще искусства и культуры дают прекрасные результаты. Выставка из Латвии смотрится в стенах музея-института семьи Рерихов очень хорошо».
Уникальные архивные материалы и произведения из Лиепайского музея рассказывают об истории рода Рерихов и его представителях. Эти документы, — среди которых семейные письма и фотографии, родословные, — были обнаружены сосем недавно активистами Латвийского общества Рериха и впервые привезены в Петербург.
Выставка готовилась очень давно и проделана огромная работа, рассказал директор музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко:
«Мы очень долго ждали открытия этой выставки, работали над подготовкой совместно с Латвийскими коллегами. Мы хотели показать, насколько тесно и многообразно был связан Николай Константинович с Латвией. Важно показать его корни, родственные связи для того, чтобы лучше понять его жизнь и творчество. А также рассказать о стране, где впервые было создано общество Рериха. Это наиболее активный из европейских рериховских центров, уникальный по объему работы, которая сделана и делается, по роли во всей палитре общественных рериховских организаций, и, конечно, близости к Петербургу».
Куратор выставки, заведующая экспозиционно — выставочным отделом музея-института семьи Рерихов Виктория Шуршина отметила, что выставка продолжает проект музея, рассказывающий о связи художника с разными странами:
«У нас уже были выставки, рассказывающие о том, что объединяло Николая Константиновича с Украиной, Финляндией, Эстонией. Латвия стоит особняком. Мы не только показываем уникальные семейные документы, но и демонстрируем картины, которые сами по себе являются настоящими героями Культуры. Уникальная коллекция находилась в Латвии уже в 1930‑е годы. Для Латвийского общества Рериха присылались полотна, тщательно отобранные самим автором и его женой Еленой Рерих. После ликвидации общества советской властью картины были переданы в Рижский Городской художественный музей. В 1943 году часть картин была возвращена членам общества Рериха и находилась в частном доме. Во время сталинских арестов, которым подверглись рериховцы, картины были конфискованы и в 1950 году снова оказались в музее. Там они лежали в спецхране, их запрещено было показывать. Только спустя какое-то время в они увидели свет».
Посетители музея имеют уникальную возможность увидеть эти полотна. Некоторые из этих произведений петербургская публика увидит впервые, рассказывает главный хранитель фондов Рериха Латвийского национального художественного музея Ксения Рудзите: «Коллекция, которая в настоящее время хранится в Латвийском Национальном художественном музее, включает такие шедевры художника, как «Путь»,«Кулута», «Сострадание». Эти картины бесценны для нас, они находятся в нашей постоянной экспозиции и теперь приехали в город на Неве. Святослав Рерих продолжал традицию отца, присылая в Латвийский музей свои картины. Мы также их представляем».
Вместе с работами Николая Рериха на выставке представлены и произведения живописи и графики латышских мастеров. В петербургский период жизни Николай Рерих общался со многими художниками и деятелями культуры из Латвии − Вилхелмом Пурвитисом, Янисом Розенталсом, Йоханом Валтерсом и другими. Отдельное место на выставке занимают работы художников, учившихся под руководством Рериха в школе Императорского общества поощрения художеств. Среди них такие мастера, как Никлавс Струнке, Карлис Миесниекс, Уга Скулме, Янис Пласе, а также мировая знаменитость, художник-конструктивист Густав Клуцис. Эти работы выдающихся и важных для латвийской культуры художников, привезены в Петербург впервые за долгое время.
Выставка организована в сотрудничестве с Латвийским обществом Рериха и состоит из нескольких тематических частей: Род Рерихов в Латвии; Петербург: сокурсники и ученики; Коллекция произведений Николая и Святослава Рерихов в Латвийском Национальном художественном музее. Особый раздел посвящен Латвийскому обществу Рериха. Документы, издания, фотоматериалы дают представление об истории и деятельности этого культурного учреждения с 1930 по 1940 год.