В Лионском зале Екатерининского дворца Государственного музея-заповедника «Царское Село» на средства меценатов воссоздан портал из лазурита, украшавший одну из дверей императорской резиденции. Работу выполнили реставраторы «Царскосельской янтарной мастерской» при финансовой поддержке благотворительного фонда «Транссоюз» (5 млн рублей). Как сказала генеральный директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, результат получился настолько ярким, что вдохновляет на продолжение реставрации Лионского зала по проекту, подготовленному еще в 1983 году главным архитектором музея Александром Кедринским (1917 – 2003) и скорректированному в 2006–2007 годах.
Между тем восстановление декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая затея: лишь для каменной мозаики требуется 3,5 тонны лазурита – редкого минерала голубовато-серой, сочно синей или сине-фиолетовой расцветки. Его добывают в Афганистане (Бадахшане), Аргентине, Чили, США, Мьянме. Некогда славилось забайкальское месторождение – в частности, две столешницы на консолях в соседнем Арабесковом зале (любимой гостиной Екатерины II) изготовлены из небесно-голубого забайкальского лазурита. По сложности и затратности этот проект сопоставим с воссозданием других знаменитых «каменных» интерьеров Царского Села – Янтарной и Агатовых комнат, отмечает заместитель директора музея по реставрации Наталья Кудрявцева. Поэтому возвращать исторический облик Лионского зала тоже решили поэтапно – первый портал и стал первым шагом предстоящего длительного пути.
Чтобы сделать его, понадобилось 150 кг афганского интенсивно-синего лазурита и семь месяцев напряженной работы. Мозаичный набор закреплен на новом каменном основании, обрамляющем вход из Лионского в бывший Китайский зал. Кроме того, воссозданы и установлены бронзовые золоченые накладные детали. По словам руководителя царскосельской мастерской Бориса Игдалова, создание моделей для этих декоративных деталей оказалось наиболее сложным процессом. Особое умение потребовалось, чтобы состыковать пластины лазурита в технике «русской мозаики» (облицовка больших поверхностей тонко напиленными и точно подогнанными друг к другу фрагментами камня для придания эффекта монолита).
Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II наряду с Арабесковым и Китайским залами, Серебряным и Синим кабинетами. Зал создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен лионским шёлком – на золотистом сияющем фоне фазаны, павлины, лебеди в переплетении гирлянд и ветвей.
Лазуритовый декор зала состоял в XVIII веке из карниза, фриза, панелей в нижней части стен, опоясывающих помещение по периметру, наличников шести окон и обрамления трех входных проемов. Каменный набор был выполнен из тонких пластин байкальского лазурита, наклеенных на основу из известняка («русская мозаика»). Всего на изготовление отделки затратили более 92 пудов камня. Двери и паркет «были выполнены
из разноцветных заморских 12 сортов дерев… в назначенных местах жемчужные раковины вставлены» (т.е. перламутр).
Зал пережил ремонт и реконструкцию в середине XIX века, когда стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Архитектор Ипполит Монигетти в период с 1848 по 1861 год кардинально изменил оформление помещения. В частности, обновилась цветовая гамма шелка, появились печи-камины с мраморными фигурками-путти. Были созданы новые предметы меблировки и осветительная арматура из байкальского и бадахшанского лазурита с декором золоченой бронзы (изготовители – Петергофская гранильная фабрика и «Английский магазин» Никольса и Плинке, поставщик Императорского двора). Рамы зеркал и люстра были украшены монограммой владелицы интерьера, императрицы Марии Александровны.
Лазуритовая отделка стен XVIII века при этом сохранилась, но полностью погибла в годы Великой Отечественной войны. К счастью, уцелели те самые 25 предметов, выполненных по эскизам Монигетти из афганского лазурита и золоченой бронзы (они были эвакуированы в первую очередь, благодаря наличию металлических элементов). Уникальный наборный паркет с тонкой инкрустацией перламутром, похищенный из Лионского зала в пору оккупации, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село. При Марии Александровне он столь ценился, что был закрыт ковром. Ныне два паркетных щита выставлены в зале, остальные находятся в фондах – заместитель директора музея-заповедника по научной работе Ираида Ботт убеждена, что их можно вернуть на привычное место, приблизив зал к прежнему великолепию.
Существенно, что и директор благотворительного фонда «Транссоюз» Андрей Гуц впечатлен лазуритовым чудом. Фонд намерен продолжить финансирование проекта реставрации Лионского зала – речь идет о воссоздании следующего портала.