В Государственном музее-заповеднике «Петергоф» открылась выставка одного экспоната под открытым небом, приуроченная к 220-летию со дня рождения Александра Пушкина. В парке Александрия на аллее у Готической капеллы установили скульптуру «Вечность», которая являет собой лик русского гения. В основе неординарного арт-объекта работы скульптора Григория Орехова – посмертная маска поэта.
Гигантская маска словно вросла в романтический пейзаж XIX века, стала частью ландшафта исторического парка. Автор деликатно обращается с иконографическим материалом, не вмешиваясь в исходную форму. Особое внимание он уделил тыльной стороне маски, сделав своего рода рельефный негатив. Всматриваться в лик поэта можно с различных ракурсов, что дает возможность почувствовать живую мимику и мимолетные перепады его настроений.
Последнее письмо смертельно раненного на дуэли Пушкина, надиктованное им Василию Жуковскому, было адресовано Николаю I. Именно поэтому местом экспонирования скульптуры было выбрано пространство парка Александрия, сопряженное с эпохой правления императора, к которому в последние часы жизни обращался поэт. Да и сам Пушкин часто бывал в Петергофе, один и в компании приятелей на празднествах и балах, устраиваемых членами императорской фамилии.
– В нынешнее время паблик-арта важную роль играет материал, вовлеченный в среду, окружение. Среда становится таким же соавтором произведения как alter ego художника, – комментирует Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея.
По его словам, Орехов наделен технологичностью и остротой художественного мышления, в то же время учитывает возможность разного эмоционального восприятия памятника. В свою очередь, генеральный директор музея-заповедника Елена Кальницкая отмечает полемичность арт-объекта: некоторые посетители видят в маске могильный камень и основным аргументом «против» называют пугающее воздействие на детей. Другие, напротив, приветствуют современное искусство, открывающее новые возможности воплощения образа поэта.
Как не процитировать уже упомянутого наставника и друга поэта Василия Жуковского: «…никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти…»
Сам художник, вспоминая мастерскую отца, известного московского скульптора Юрия Орехова, на стенах которой висели посмертные маски великих людей, с улыбкой поведал, что эти единственно точные 3-D отпечатки никогда не вызывали в нем отторжения. Работать с пластичными формами Григорий начал в семь лет! Причем посмертная маска Пушкина была его первой учебной моделью. Наверное, и поэтому скульптор с таким трепетом и любовью отнесся к изготовлению уже большой, знаковой, рассчитанной на массовое восприятие маски поэта.
Высоко оценили работу такие профессионалы, как Никита Явейн, заслуженный архитектор России, отметивший, что место для установки скульптуры выбрано весьма удачно, в полной гармонии с местностью, и Галина Седова, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина, воскликнувшая: «На фоне равнодушной природы, которая будет «красою вечною сиять», Пушкин доказывает, что сиять может он». Кстати, лучшее время для созерцания арт-объекта – пасмурная погода, когда серое небо и тучи создают идеальную светотень, способствующую более глубокому раскрытию монументального творческого замысла.
Посетители парка заинтересованно бродили вокруг броского «лица», не забывая делать кадры для Instagram. Даже ребятишки, проходившие мимо с экскурсией, заглядывались на белую статую на фоне зеленого холма и узнавали в ней автора уже знакомых им стихотворений и сказок.
Памятник высотой 3,8 метра из бронзы и латуни, покрытый белым пигментом, будет экспонироваться в Петергофе до конца сентября. Затем его ждет путешествие по городам и весям России, так или иначе связанным с именем Пушкина. Но сколь символично начался путь скульптуры именно с Петербурга, с родных сердцу Александра Сергеевича мест…
Анастасия ЩУКИНА,
студентка Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ
Фото: пресс-служба ГМЗ «Петергоф»