Лионский зал одевается в шелк

Завтра на Петербургском международном экономическом форуме будет подписано соглашение между музеем-заповедником «Царское Село», ПАО «Газпром» и фондом ENGIE (Франция) об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца. А вчера первые отреставрированные кресла украсили знаменитый интерьер. Шелк «золотой бутон» для их обивки изготовила лионская мануфактура Prelle, работу выполнили реставраторы Царскосельской янтарной мастерской.

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название, благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Декоративное убранство великолепного интерьера было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. В данный момент из убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита; образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии. Паркет, похищенный из Лионского зала фашистами, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село.

Только в 2005-м удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003); корректировку проекта произвели в 2006 – 2007 годах.

Лионский зал входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект достигался сочетанием «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали больше 92 пудов камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр. Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы ведутся поэтапно. Сегодня при поддержке меценатов завершается восстановление лазуритовых порталов, обрамляющих три двери зала.

В 2018 году, благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и Фонда ENGIE (Франция), начался новый большой этап работ. Компания «Газпром» выделила средства на воссоздание плафона (в том числе разработку эскизов и картонов для живописных вставок; создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе) и наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором, а также на изготовление и монтаж обивки стен и портьер из лионского шёлка, басонных (текстильных) изделий, предназначенных для украшения и аграмантов (тесьмы, которой обшиваются мебельная обивка, портьеры) по историческим образцам.

Средства на производство шелка выделил корпоративный фонд ENGIE. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Ламии Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора.

Акварель Луиджи Премацци. 1878 г.

В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала  французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, мебели и портьер, необходимо изготовить 320 метров ткани «золотой бутон» («Lampas bouton d’or Louis XVI») шириной 162 см.

В апреле 2018-го первые 12 метров «золотого» шелка были готовы и отправились в Россию для обивки трех кресел. Следующий этап – изготовление шелка для стен и портьер. Полностью работы, предусмотренные соглашением, планируется завершить в 2019 году.

Отдел по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»