В рамках «Би-Би-Си Промс» солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и Филармонический оркестр Лондона под руководством Эса-Пекки Салонена представят британскую премьеру – концертную версию незавершенной оперы Дмитрия Шостаковича «Оранго».
Фестиваль променад-концертов «Би-Би-Си Промс» – одно из самых значимых культурных мероприятий, организованных корпорацией Би-би-си, собирающее исполнителей со всего мира. Его цель – знакомство широкой аудитории с классической музыкой. Концерты проходят ежегодно с июля по сентябрь на разных площадках и в парках Лондона. Нынешний фестиваль юбилейный, он проводится в 120-й раз!
Хор, оркестр и оперные солисты Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева неоднократно принимали участие в променад-концертах, но для молодых академистов гастроли в этом году – дебютные. На сцене Альберт-Холла солисты Наталья Павлова, Наталья Якимова, Александр Шагун, Александр Трофимов, Владимир Бабокин, Олег Лосев, Дмитрий Колеушко, Иван Новоселов, Юрий Евчук, Денис Беганский выступят в сюрреалистической опере Шостаковича «Оранго». Сочинение прозвучит в оркестровой версии британского композитора Джерарда Макберни.
В основе либретто Алексея Толстого и Александра Старчакова – история человека-обезьяны Оранго, выведенного научным методом, подобно булгаковскому Шарикову. Слушатель, как отмечает «Российская газета», погружается в эпоху советских 30-х годов, с их фирменным созидательным энтузиазмом и экспериментальным зарядом, выводящим новое качество из всего – социальной жизни, эстетики, даже – из биологической породы (опыты с шимпанзе). Образ Оранго, продажного карьериста и врага коммунизма, является карикатурой на декадентский Запад, открыто критикующий Советский Союз.
Опера была заказана 26-летнему композитору Большим театром к празднованию 15-й годовщины Октябрьской революции в 1932 году, но закончена не была. Рукопись (около 40 минут музыки – партии фортепиано, хора и одиннадцати голосов) была обнаружена в 2004 году научным сотрудником московского музея имени Глинки Ольгой Дигонской в архиве Шостаковича.
Инициатором мировой премьеры, состоявшейся в 2011 году в Лос-Анджелесе, стал дирижер Эса-Пекка Салонен. В 2014 году с Филармоническим оркестром Лондона он представил «Оранго» в Москве в Большом зале консерватории на фестивале Мстислава Ростроповича. В том же году при участии оркестра Финского радио, камерных хоров Густава Шёквиста и Микаэли, Салонен привез оперу на фестиваль Балтийского моря в Стокгольм, в ведущих партиях были заняты солисты Мариинской Академии. В минувшем мае театральная версия «Оранго», осуществленная силами Оперного театра Перми под руководством Теодора Курентзиса, стала сенсацией Дягилевского фестиваля.
Не менее сенсационным, полагает пресс-служба Мариинского театра, может стать воскрешение оперы и для лондонской публики, поскольку сочинение молодого Шостаковича затрагивает актуальные до сих пор вопросы научного прогресса, противостояния культур и общественных формаций.