В Государственном Эрмитаже в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума открылась выставка «Сандро Боттичелли. «Мадонна делла Лоджиа». Из галерей Уффици, Флоренция. Из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».
Показ одного из ранних произведений Боттичелли, – часть выставочного проекта, проходящего под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организованного галереями Уффици, Эрмитажем, Приморской государственной картинной галереей во Владивостоке совместно с компанией «МондоМостре». Генеральный партнер проекта – ПАО Сбербанк. Впервые в России картина была показана во Владивостоке в сентябре 2019 года: сначала — в отделении Сбербанка на Восточном экономическом форуме, а затем — в Приморской картинной галерее. Банк также провел городской фестиваль «Рисуй как Боттичелли», посвященный культуре Возрождения.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал эти выставки прекрасным символом единого европейского культурного пространства от Флоренции до Владивостока. Вдвойне символично, что в Эрмитаже «Мадонне делла Лоджиа» нашли достойное место в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия двух творений великого мастера. В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта». Такие обмены, как подчеркнул профессор Пиотровский, важны для репутации мирового музейного сообщества в целом и музеев-партнеров, в частности (теме репутации музеев была посвящена одна из дискуссий Культурного форума).
Вместе с картиной Боттичелли в зале Леонардо впервые экспонируется греческая икона второй половины XV века из эрмитажного собрания «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)», относящаяся к тому же иконографическому типу. Таким образом, выставка рассказывает о двух параллельных направлениях развития живописи – maniera greca и maniera latina.
Благодаря инициативе ПАО Сбербанк, с шедевром Боттичелли познакомятся незрячие и слабовидящие посетители. В этом им помогут специальный аудиогид, текстовая табличка со шрифтом Брайля, а главное – изготовленная по инновационной технологии тактильная копия «Мадонны делла Лоджиа». Она была выполнена по заказу банка испанским полиграфическим бюро, которое уже участвовало в выставочном проекте Сбербанка с ГМИИ имени А.С. Пушкина и региональными музеями «Видеть невидимое»). Такой способ постижения произведений искусства притягателен и для обычных посетителей. Черные очки-блэкаут позволят им полностью погрузиться в изображение, прочувствовать ощущения матери и прильнувшего к ней ребенка.
– Каждый посетитель мечтает потрогать экспонаты, что в музеях запрещено, а мы ставим такие копии в экспозицию и разрешаем их трогать, в данном случае, чтобы лучше понять, что значит для матери касаться ребенка, а для ребенка – матери, – сказал «Русскому Меценату» Михаил Пиотровский.
Эрмитаж старается не просто помочь обделенным судьбой людям приобщиться к прекрасному. В музее изучают разные способы постижения искусства, расширяют возможности его восприятия, применяют для этого разные виды тактильных копий, в том числе приближающих картину к скульптуре. В эрмитажной программе для слепых и слабовидящих детей «Прошлое на кончиках пальцев» участвуют археологи, которые получают представление о том, как первобытные люди в темноте создавали наскальные фрески…
После завершения выставки в Эрмитаже тактильная копия «Мадонны делла Лоджиа» вернется в Приморскую картинную галерею. И как дар Сбербанка, который будет использоваться в инклюзивных программах (за время выставки во Владивостоке было проведено около 10 экскурсий с участием около 200 незрячих и слабовидящих посетителей), и как напоминание об уникальном вояже шедевра Боттичелли на Дальний Восток.
Сбербанк ежегодно поддерживает более ста проектов в России — с помощью пожертвований, спонсорства и через управление целевыми фондами. Выступая на сессии Культурного форума «Стратегии фандрайзинга культурных организаций и культурных проектов» старший вице-президент Сбербанка Татьяна Завьялова подробно рассказала о том, чем руководствуется банк в выборе партнеров в сфере культуры.
– Мы живем во времена экономики впечатлений, поэтому одна из задач бизнеса – обеспечить нашей аудитории (более 90 миллионов человек по всей стране) новый качественный опыт и вовлечь ее на эмоциональном уровне… Мы ориентируемся на такие критерии, как охват проекта и его доступность максимально широкой аудитории, качество и социальный эффект проекта, а также его соответствие нашей стратегии развития как технологического лидера и экосистемы сервисов, – подчеркнула Татьяна Завьялова.
Этим критериям как раз и отвечает выставочный проект, позволивший жителям разных регионов России увидеть шедевр эпохи Ренессанса – картину Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа».
Текст и фото: Аркадий СОСНОВ
Использованы материалы пресс-службы ПАО Сбербанк