Музей-заповедник «Царское Село» представил посетителям подлинный столик Екатерины II из коллекции семьи Карисаловых. Необычный предмет-трансформер совмещает функции туалетного и письменного столов, приспособлен для чтения и рисования. Стол был продан за границу из Эрмитажа в 1930-х в период массовых распродаж шедевров из ленинградских музеев. Михаил Карисалов приобрел его в парижской Галерее Попова («Galerie Popoff et Co»). Уникальную вещь конца XVIII века можно увидеть в Первой антикамере Екатерининского дворца на выставке одного предмета «Универсальный стол русской императрицы» до 27 апреля, с 10 до 17 часов, кроме вторника и последнего понедельника месяца.
– Эта выставка – рассказ о судьбе предмета, о том, что история вещи неразрывно связана с судьбами страны и владельцев. Это наша третья экспозиция, основанная на предметах из коллекции семьи Карисаловых. В 2012-м мы первыми в музейном сообществе подготовили экспозицию «Сокровища частной коллекции» (живопись, мебель, бронза, собрание изделий из кости). Спустя четыре года организовали выставку портретов «Взгляд из прошлого». «Универсальный стол русской императрицы» продолжает эту традицию, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
Стол выполнен в мастерской Давида Рёнтгена (1748–1807) – знаменитого немецкого мебельного мастера. Среди его заказчиков – французский король Людовик XVI и его супруга Мария-Антуанетта. С 1784 по 1790 годы Екатерина II была главным покупателем мебельной продукции мастерской, которую ей рекомендовал барон Гримм. В эти годы сотни предметов были отправлены из небольшого немецкого городка Нойвида на берега Невы. В письме барону Гримму 5 апреля 1784 года императрица писала: «”Ваш Рентген” привез мебель, о которой здесь не имели никакого понятия». Речь шла о первой партии, состоявшей из 21 предмета, в числе которых было пять туалетных столов, фанерованных красным и пальмовым деревом. Среди этих предметов был и стол, который сейчас находится в коллекции Карисаловых. Мастер пять раз отправлял большие партии мебели в русскую столицу. Четыре первые груза предназначались исключительно для императрицы, последний состоял из частных заказов.
Среди изысканной мебели со сложными механизмами и нарядным бронзовым убором, которую Рёнтген привез в Петербург, были внешне простые, но изобретательные по механике предметы. К их числу относится стол, представленные на выставке. Он действительно меняется: столешница отодвигается назад, под ней появляются подъёмное зеркало и ёмкости для туалетных принадлежностей; средняя часть подстолья между передними ножками опускается, выдвигается пульт для рисования или черчения. Путем несложных движений открывается центральный ящик и многочисленные ящички, которые на поворотных петлях откидываются в стороны. Сегодня эти простые по форме предметы благодаря сложному техническому решению специалисты называют маленьким чудом, а знаток немецкого мебельного искусства Георг Химмельхебер отмечал, что созданием такой мебели Рёнтген намного опередил свое время.
Значение стола как памятника мебельного искусства усиливает мемориальная составляющая – происхождение из Императорского Эрмитажа Екатерины Великой. Материал исполнения и, главное, сохранившаяся бумажная этикетка дают основание причислять его к предметам, прибывшим в Петербург и приобретенным Екатериной II
в 1784 году. Этикетка прочитывается не полностью, но ключевое «Эрмитаж» видно отчётливо: «…51й Эрмитажная Римскiа №ХХ».
Отдел по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»