Матильда Кшесинская: реальная виртуальность

Мировая премьера AR-спектакля «Матильда Кшесинская — блистательная реальность русского балета» состоялась в Санкт-Петербурге. Проект Общественного фонда развития исполнительских искусств, приуроченный к 150-летию со дня рождения великой русской балерины, реализуется при финансовой поддержке Министерства культуры РФ с использованием гранта Российского фонда культуры.

В основу постановки по мотивам пьесы Ю. Бутунина «Быть первой!» легли исторические документы и свидетельства, дневники и мемуары Матильды Кшесинской. Эти материалы были любезно предоставлены архивами Мариинского театра, Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Российского государственного исторического архива, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея политической истории России, Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина. Местом для премьеры был символично выбран особняк М.Ф. Кшесинской (ныне главное здание Государственного музея политической истории России)
– Пожалуй, впервые в знаменитом особняке прима-балерины Мариинского театра, заслуженной артистки Императорских театров Матильды Кшесинской исторический контекст соединяет зрителя с современностью и будущим музыкально-театрального искусства. Дополненная реальность (AR) связывает также настоящее с будущим искусства музейной экспозиции, музея в целом как объекта культуры. Балет в России всегда был больше, чем балет. Вот и нас вместе с современными технологиями вперёд двигал русский балет, невзирая на трудности нового для всех участников театрального эксперимента, — рассказал продюсер проекта Ринат Дулмаганов.

Особенностью AR-спектакля (AR — augmented reality — окружающая реальность, дополненная цифровыми, компьютерными объектами) является способ взаимодействия со зрителем с помощью мобильного устройства. Действующие лица — семья Кшесинских, император Александр III, барон Фредерикс, цесаревич Николай Александрович, Дягилев и другие — предстают на экране планшета в виде виртуальных образов, помещённых в реальную обстановку. В то же время зрители видят и живую игру актёров драматического и музыкального театров в Белом зале особняка, где проходит AR-спектакль, в том числе «Русский танец» из репертуара Кшесинской. Таким образом, сценой для зрителя AR-спектакля становятся и зал, и экран полученного на входе планшета.

– Этой работой мы первыми привнесли в театральное искусство Петербурга такое явление, как спектакль с дополненной реальностью. Причем с полноценной, а не с её элементами — без планшета вы просто не поймёте происходящее на сцене, — рассказал режиссер-постановщик, лауреат Государственной премии России Игорь Коняев.
– AR-спектакль о Матильде Кшесинской — это этап в становлении нового жанра сценического искусства, объединяющего элементы спектакля, экскурсии, документального кино и исторической реконструкции. По сути — это новый вид искусства, вышедший за рамки театральной постановки и сугубо музейной практики, – написала после премьеры кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена Анастасия Никифорова.
«Мы заглянули в будущее!», «В Петербурге зародился новый жанр искусства!», «Вспоминаются скандальные для своего времени эксперименты Дягилева, ставшие теперь классикой» — так о премьере отзываются зрители.
Ещё одна особенность AR-спектакля – камерность, в зале всего 25 зрителей. Продолжительность с цифровым прологом и историческим эпилогом – 1 час 10 минут, без антракта. Следующий показ в Особняке Матильды Кшесинской запланирован на 15 января, следите  за новостями на сайте организатора.
Над постановкой работал большой и многопрофильный творческий коллектив. Достойное место на ее афише, наряду с ведущими артистами музыкальных и драматических театров, воспитанниками Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, занимает разработчик приложения для AR-спектакля — IT-компания «Рубиус» (Томск).
Мировая премьера уникальной постановки стала центральным событием просветительского проекта «Петербургский сезон Дягилева Плюс», посвящённого двойному юбилею 2022 года — 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева и Матильды Кшесинской.

Фото: А. Нефф, А. Лушпа, О. Семёнов.