Меценат помог спасти «Святую Русь»

Государственный Русский музей представил журналистам и публике знаменитую картину Михаила Нестерова (1862‒1942) «Святая Русь» после полной реставрации.

Картина была впервые показана на персональной выставке художника в 1907 году в Петербурге. Нестеров считал, что этим полотном вносит успокоение в общество, взбаламученное революционными событиями, но оно вызвало неоднозначную реакцию современников. Прямо с выставки произведение было куплено для Музея Императорской Академии художеств. В 1921 году картину передали в коллекцию Русского музея. В конце 1920 годов, на волне антирелигиозной пропаганды, «Святая Русь» была убрана в фонды, где находилась до конца 1980-х годов, когда снова стала доступна посетителям музея.

Первая за почти век пребывания в Русском музее масштабная реставрация картины стала возможной благодаря поддержке ПАО «Газпром». Как сообщила нашему альманаху заместитель директора ГРМ по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, это первый меценат, который появился именно для реставрационного проекта.

Ольга Кленова, Марат Дашкин и Наталья Романова (на постере)

– В штате музея 87 реставраторов, из них 29 высшей категории, а всего в реставрационной службе 97 человек. Объем их работы огромен – 4,5 тысячи произведений разных техник и направлений в год, но даже на этом фоне реставрация таких больших картин, как «Святая Русь», требует особых усилий и затрат. Несмотря на внешнее благополучие, картина пребывала в плачевном состоянии: даже накатать ее на вал для переноса на реставрацию не представлялось возможным. «Газпром» как член Международного общества друзей Русского музея традиционно выделяет средства на проведение наших выставок и выпуск изданий, и мы решили попросить еще и о выделении средств на сохранение этого знакового произведения. К счастью, компания-меценат откликнулась на нашу просьбу, – рассказала Ольга Анатольевна.

Реставрация началась 21 марта 2019 года. С учетом размеров полотна (233 х 375 см) ее проводили в одном из залов музея, который пришлось закрыть для посещения. Причина неудовлетворительного состояния картины заключалась в том, что в процессе ее создания (6 лет) художник не всегда соблюдал технологические правила: несколько раз прерывал работу над ней, а продолжая, не обрабатывал должным образом высыхающие красочные слои. В результате связь между ними ослабла, что привело к расслоениям и утратам красочного слоя – нарастала угроза его осыпи, процесс приобрел хронический характер.

Спасением картины занимались ведущие художники-реставраторы высшей категории ГРМ Наталья Романова, Ольга Кленова и Марат Дашкин. Эта троица – команда профессионалов, которая сложилась за несколько десятилетий совместной работы. На этот раз им предстояло провести не профилактическую, а детальную, комплексную реставрацию шедевра. Выручил, как сказала Ольга Кленова, «большой опыт обращения с большими картинами». Она подчеркнула, что возрождение столь трудного объекта может быть лишь коллективным творчеством, с того момента как картину сняли с подрамника и положили на рабочий стол, иначе ничего не получится. Именно за счет взаимопонимания с полуслова и с полувзгляда удалось уложиться в отведенный срок – полгода. По словам Натальи Романовой, «мало того, что к любой картине, попавшей на реставрацию, относишься как к больному ребенку, которого надо вылечить. Важно чувствовать ее энергетику, а у «Святой Руси» она очень одухотворенная, и это ощущение нам передавалось». Марат Дашкин особо отметил, что работа в женском коллективе приучает к подтянутости и помогает поддерживать правильный тонус…

В результате реставрации красочные слои и грунт полностью укреплены и отпрессованы. Процесс разрушения остановлен. Изготовлен новый подрамник (натяжение на прежнем, столетней давности, практически отсутствовало). Заменены новые кромки из льняного холста. Удалены слои загрязнений, пожелтевшего лака и записей, искажающие авторский колорит. Места утрат красочного слоя заполнены реставрационным грунтом и тонированы. Возвращен внешний живописный вид картины, задуманный Нестеровым, ее сохранность обеспечена на долгие годы.

Преображенная, максимально приближенная к оригиналу картина, посвященная поискам духовного пути – тема вновь, сто лет спустя, актуальная для России, – размещена в Садовом вестибюле Михайловского дворца. После выставки она вновь займет место в постоянной экспозиции ГРМ для всеобщего обозрения. И, безусловно, сможет принимать участие в российских и международных выставочных проектах музея, тогда как до реставрации была невыездной.