Известный меценат Михаил Карисалов передал в дар музею-заповеднику «Царское Село» десять редких предметов XVIII – XIX веков. Это картина Карла фон Штейбена (1788 – 1856), посвященная дочери Николая I и императрицы Александры Фёдоровны – «Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной»; часы в стиле второго рококо (высотой более метра), зеркала, банкетки, стол и полушкаф. Теперь в коллекции музея 222 предмета, подаренных или приобретенных на средства Михаила Карисалова.
– Такое осмысленное, целенаправленное, ответственное меценатство – поистине исключительный случай. Мы бесконечно благодарны Михаилу Карисалову за то, что на протяжении многих лет – он наш единомышленник, возвращает в музей предметы из исторического собрания и пополняет коллекцию вещами и произведениями, тематически связанными с императорской резиденцией, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
– Картина «Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной», подаренная музею, связана с Царским Селом. Здесь родилась и умерла дочь Николая I и Александры Фёдоровны, великая княжна и очень недолго – княгиня Александра Николаевна, которую в семье звали Адини. Полотно наполнено печалью и напоминает о ее трагической судьбе. Оно дополнит экспозицию Александровского дворца, в котором вместе с семьей жила и где скончалась Александра Николаевна в июле 1844 года, – отмечает заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
Карл фон Штейбен написал картину в 1844 году вскоре после преждевременной смерти великой княгини. На ней молодая девушка в красном сарафане стоит на коленях перед надгробием, накрытым парчовой мантией с горностаевой опушкой, на которой вышит вензель АН под императорской короной. На картине изображен интерьер Петропавловского собора, где проходила церемония прощания с Адини и где она похоронена. Исследователи видят в фигуре девушки аллегорию России, оплакивающей императорскую дочь.
Благодаря Михаилу Карисалову коллекцию музея пополнил редкий экземпляр часов в стиле «второго рококо». Массивный фигурный корпус выполнен из гипсовой мастики с матовым и глянцевым золочением, украшен стилизованными растительными побегами, завитками и раковиной. Корпус венчает сидящий на облаке путти с факелом в поднятой руке. Эти часы станут первыми в музейном собрании, выполненными в такой редкой технике.
Среди переданных предметов – два зеркала в овальных резных золоченых рамах. Форма предметов и лаконичный декор в виде крученого шнура с кистями отсылают к проектам английских декораторов Уильяма Инка и Джона Мейхью. Переданные в дар музею зеркальные рамы можно отнести к редким образцам художественной мебели конца XVIII века, изготовленным в русских мастерских по английским прототипам.
Стол и полушкаф декорированы золоченой резьбой и фанерованы ценными породами древесины – амбоином и орехом, тонированным под красное дерево. Оба мебельных предмета пополнят музейную коллекцию художественной мебели как прекрасные образцы русской работы 1820– 1830-х годов. Два табурета с деревянными золочеными ножками, имитирующими стволы бамбука, в стиле шинуазри Наполеона III, вероятно, изготовлены во Франции после 1860-х годов. Небольшая банкетка выполнена в стилистике мебели французского краснодеревца второй половины XIX века Габриэля Виардо (1830–1904), который одним из первых создал мебель в «японско-китайском жанре». Банкетка и табуреты дополнят музейную коллекцию предметов шинуазри и восточного искусства.
Напомним, что в начале 2022 года Михаил Карисалов передал в дар музею 75 предметов фарфора из Корбиевского и Рафаэлевского сервизов.
На фото: новые царскосельские дары Михаила Карисалова; Ольга Таратынова и Ираида Ботт; Михаил Карисалов – почетный гость Дня Мецената-2019.
По материалам пресс-службы ГМЗ «Царское Село»