Миф как средство коммуникации

Дроздецкий_2

В Большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург) открывается Балтийская биеннале искусства книги-2016 «Современный миф – персональный миф».

Как писал Ролан Барт: «Миф – это коммуникативная система, сообщение». Мифы, которые творят наши современники – художники конца ХХ и начала ХХI века, отражают их внутренние ландшафты и территории персонального опыта, сформированные в реальности советской, перестроечной и новейшей. Это мифы-истории, которые со временем начинают восприниматься уже не в индивидуально-авторском прочтении, а в качестве многочисленных версий, отражающих коллективный опыт поколений.

А.Траугот

Новый апокриф – «Мастер и Маргарита» с иллюстрациями Александра Траугота; отражение советской риторики в монументальных книжных проектах Михаила Карасика; рождение мифа внутри определенной субкультуры – «Митьки» Владимира Шинкарева; хроника перестроечного быта персонажа «Новый Русский» Михаила Гавричкова; «Чапаев» Виктора Тихомирова; «Горящая Книга» из автомобильных покрышек Владимира Козина; проект «Кнопка» Андрея Чежина – все это примеры современных мифов. Художники книги создают их в соавторстве с писателями, а часто и сами становятся творцами мифологического текста или сообщения-послания. На этой выставке можно наблюдать, как миф из приватной истории художника становится частью культуры, отражающей время.

Отдельное место в экспозиции занимает произведение творческой группы завода имени М. И. Калинина «Найденный рай», обнаруженное фотографами Дмитрием Горячёвым и Григорием Кравченко. Вырезанные маникюрными ножницами из журналов, газет и открыток котята и автомобили, розовощекие младенцы, яхты и колбаса, красотки и супермены с вклеенными лицами сослуживцев – всё, что авторы считали атрибутами рая, аккуратно прикреплялось кусочками прозрачного скотча к идиллическому пейзажу фотообоев размером два на три с половиной метра.

рай фрагм

В числе участников выставки также Анатолий Белкин. Григорий Кацнельсон, Николай Копейкин, Владимир Михайлуца, Александр Флоренский, Ольга Флоренская, Владимир Шинкарев и другие. Биеннале проходит при участии издательств Тимофея Маркова и «Вита Нова». Куратор – Инна Гринчель.

Иллюстрации: Дмитрий Дроздецкий, Александр Траугот, творческая группа завода имени М.И. Калинина.

По материалам Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.