Степан Мянник следует добру, исследуя зло.
В минувшем сентябре посетителям московской «Галереи кино» была представлена первая персональная выставка молодого художника Степана Мянника под эпатирующим названием «Раскол? Раскол!». Если одним словом попытаться выразить впечатление от его работ, то это будет – неоднозначное. Видно, что автор обременен поиском своего «я», что приводит к сложным, подчас эксцентричным композициям. Подробнее об открывшейся выставке, об исследовании запретного, о творческой карьере в Великобритании и отношении к благотворительности 21-летний Степан рассказал «Русскому Меценату»:
– Выставка состоит из работ, которые являются квинтэссенцией моих творческих исканий. Долгое время я изучал строение минералов и различных психотропных веществ под микроскопом. Исследуя структуру, рисунок, цветовую палитру камней, я пришел к выводу, что это сложнейшая материя, которая формировалась тысячелетиями, и то, что мы видим, – срез прошедшего. Я долго всматривался в абстрактные формы гранита. Его краски и соединения сформировали уникальный рисунок: такой гармоничный и вместе с тем актуальный во все времена. Так возник первый цикл работ «Минерализм». И это не абстракция, а фантазия природы, которой я восхищен! Изучение и проекция этих естественных шедевров – мой путь постижения тайн природы. Я поставил перед собой задачу расшифровать графические ребусы, по сути своей – это пейзажи самой Земли.
– Помимо минералов ты так же изучал строение алкоголя и прочих ядов. С какой целью?
– Я пошел на неоднозначный эксперимент: изучил структуру ядовитых веществ под микроскопом и воспроизвел увиденное на холсте. Взглянем, к примеру, на алкоголь. Мы видим изображение, состоящее из каплеобразных пятен в темной, тяжелой цветовой гамме. Да и другие токсичные вещества поражают колоратурой своего минерального состава. Возникает ощущение автоматического нанесения красок на полотно, исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний.
– Ты уже довольно долго живешь в Лондоне. Как складываются твои дела в британской столице?
– На самом деле, в Лондоне я только начинаю свой профессиональный путь, однако успел поучаствовать в некоторых благотворительных инициативах, чем особенно горжусь. Полагаю, что мое творчество должно приносить не только эстетическое удовольствие, но и быть полезным обществу. К примеру, я был участником художественной выставки «ARTEFAX», тематика которой оказалась близка моим поискам, отражала трудности, с которыми сталкивается молодое поколение. На ней я впервые продемонстрировал самые нестандартные свои полотна, посвященные ядовитым веществам. Я стремился показать все то, что тайно и запретно, как в миниатюре, так и в масштабе общества. На одном из полотен был сохранен маленький, нетронутый островок с парящими в чистом небе птицами – тот островок надежды, который пока еще остался у человека, захваченного ядовитым пленом. Минералы можно увидеть, только расколов их, тогда как токсиканты раскалывают саму жизнь человека. Собственно, осознание этого и натолкнуло меня на мысль назвать свою московскую выставку «Раскол? Раскол!».
– Благотворительность – тонкая материя, поскольку сегодня иные деятели, те только искусств, прикрывают ею подчас не самые благие намерения. Ты уже выработал к ней внятное отношение?
– В данном случае, мне кажется, мои действия говорят больше, нежели мои рассуждения. К примеру, в рамках Дня России в Лондоне в июне 2015 г. после показа фильма «Спасти Императора» я, при поддержке фонда Его Высочества принца Майкла Кентского, передал в дар потомку русской царской семьи князю Ростиславу Ростиславовичу Романову свою картину «Предчувствие Революции». Для меня важно, что это произведение напоминает о моих корнях, истории моей страны, привлекает внимание к теме национальной самоидентификации. Также я передал свою картину для ежегодного благотворительного аукциона «Русского Бала в Лондоне», который состоится в ноябре 2015 года. То же относится и к выставке в московской «Галерее Кино»: часть средств, вырученных в ходе ее проведения, будет направлена в фонд Принца Майкла Кентского. Средства пойдут на сохранение исторического культурного наследия России; развитие творческого потенциала молодежи, помощь детям, пострадавшим от ожогов, и языковые программы, способствующие взаимопониманию между народами России и других стран Европы.
– Выражаешь ли ты себя в других творческих формах, кроме живописи?
– Предстоящей зимой выйдет в свет мой первый роман «Дрейф Айсберга». Иллюстрациями послужат некоторые мои работы с выставки «Раскол? Раскол!». Это сложная и запутанная история о человеке с раздвоением сознания. Сюжет книги перекликается с моими картинами, можно сказать, что процесс создания картин натолкнул меня на более глубокое исследование темы раскола и раздвоения сознания, что и вылилось в художественное произведение.
Беседу вела Лариса КАЛАШНИКОВА