Музей приглашает на Луну

lunoxod

В Санкт-петербургском Музее космонавтики и ракетной техники  (Иоанновский равелин Петропавловской крепости) в рамках Всемирной недели космоса открывается выставка «Первая колея на Луне», приуроченная к юбилею основоположника космического транспортного машиностроения, конструктора отечественных планетоходов Александра Леоновича Кемурджиана. На открытии выставки будет присутствовать его сын, Владимир Александрович Кемурджиан.

04-2А. Л. Кемурджиан (4.10.1921, Владикавказ – 24.02.2003, Петербург) детство и юношеские годы провел в Баку. В 1940 году поступил в МВТУ имени Н. Э. Баумана. В 1942 году добровольцем ушел на фронт. После демобилизации продолжил учебу, получил диплом с отличием и был направлен на работу во ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш) в Ленинграде. Занимался исследованиями фрикционной бесступенчатой передачи в трансмиссиях военных гусеничных машин. С 1959 года возглавлял отдел новых принципов передвижения. Под его руководством проводились работы по созданию и исследованию аппаратов на воздушной подушке.

Испытания марсохода на Камчатке

Испытания марсохода на Камчатке

Испытания марсохода на Камчатке

В 1963 году А. Л. Кемурджиан был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси «Лунохода». Под его руководством во ВНИИТрансмаш сформировалось новое направление — космическое транспортное машиностроение. Разработаны основы теории, конструирования и испытаний планетоходов. Основными вехами в деятельности коллектива являлись создание и успешная эксплуатация на Луне самоходных шасси луноходов — «Луноход-1» (1970) и «Луноход-2» (1973), создание и поставка заказчику подвижных приборов для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры. Были разработаны методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации (вакуум, гравитация, температура) на площадке ВНИИТрансмаш, на естественных полигонах Камчатки и Средней Азии.

А. Л. Кемурджан участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Он автор более 200 научных трудов, в том числе шести монографий, член ряда российских и зарубежных академий. В 1997 году решением Международного астрономического союза его именем была названа малая планета Солнечной системы № 5993.

dsc_0632

На выставке представлены экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, из архивов ОАО «ВНИИТрансмаш» и семьи Кемурджиан: фотографии, документы, блок колёс самоходного автоматического шасси «Лунохода-1» и «Лунохода-2», прибор оценки проходимости ПрОП-М (первый в мире марсоход, доставленный на Марс советской космической станцией «Марс-3»), личные вещи Александра Леоновича и другие свидетельства истории освоения планет Солнечной системы.

Также в этот день будет представлен новый экспонат музея – макет Международной космической станции (МКС) масштабом 1:50 от реального размера. Он был выполнен по заказу Государственного музея истории Санкт-Петербурга (частью которого является Музей космонавтики и ракетной техники) компанией «Самарские модели».

maket-mks

Макет-МКС

МКС — крупнейший международный проект, пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. Развертывание МКС на околоземной орбите началось запуском 20 ноября 1998 года функционально-грузового блока «Заря» и проходит путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля. 2 ноября 2000 года на станцию прибыл экипаж первой основной экспедиции. С этого дня МКС стала постоянно обитаемой станцией. Сегодня это совместный проект, в котором участвуют космические агентства РОСКОСМОС (Россия), NASA (США), JAXA (Япония), CSA (Канада), ESA (страны Европы).

Источник: пресс-служба Государственного музея истории Санкт-Петербурга