В Кронштадте журналистам показали площадку будущего музея подводной археологии «Петровский док». Занимаются поиском объектов для будущей экспозиции подводные археологи — специалисты Центра подводных исследований Русского Географического общества. По словам исполнительного директора Центра Сергея Фокина, в данный момент на заметке у них около 200 подобных раритетов.
Участники поездки ознакомились с концепцией будущего музея, осмотрели каналы дока, овраг (по нему вода будет уходить при осушении дока), камеры и главные шлюзовые ворота, а также бассейн водонапорной башни Музея истории Кронштадта, в котором в ближайшее время начнется обустройство тестового участка подводного экспонирования.
Согласно оригинальной концепции, разработанной институтом «Ленпроектреставрация», Петровский док рассматривается и как объект культурного наследия, и как действующее инженерное сооружение с частичным сохранением первоначальной функции, в том числе в качестве судостроительной верфи.
Как пояснили разработчики проекта, будут восстановлены стены дока, сооружены специальные камеры, разделяющие его на секции. Док укроют стеклянным ангарным куполом с дополнительным ярусом-этажом. Это позволит разместить в пространстве дока экспозицию крупногабаритных затонувших кораблей, а также объектов меньших масштабов, и обеспечить их сохранность в водной среде.
Помимо этого, в музейном комплексе планируется организовать научно-образовательную зону — «Центр подводной археологии», включающий в себя исследовательские, реставрационные и консервационные отделения, учебные классы, конференц-зал, лаборатории, библиотеку.
Петровский док — уникальный гидротехнический комплекс, памятник истории и культуры федерального значения площадью порядка 58 тыс кв м, построенный по проекту Петра Великого. Новаторство инженерного решения заключалось в том, чтобы, используя рельеф местности для быстрого осушения дока, в течение 24 часов приступить к ремонту судна. Вода из дока сливалась через глубокий овраг в специально оборудованный бассейн, откуда перекачивалась обратно в залив. В Европе для этих целей использовали систему приливов и отливов, что на Финском заливе невозможно. Грандиозные земляные работы начались в 1719 году, а закончились только в 1752-м. Благодаря тому, что док изначально был задуман в габаритах, значительно превышающих размеры судов, строившихся в XVIII веке, вплоть до 2006 года он эксплуатировался по прямому назначению. В него заходил на ремонт даже авианесущий крейсер. Проект приспособления дока для размещения музея подводной археологии даст возможность впервые его отреставрировать, и тогда он сам станем впечатляющим экспонатом!
В 2015 году Петровский док был переведен с баланса Министерства обороны РФ в ведение Правительства Санкт-Петербурга и передан музейщикам. Фактически полноценным хозяином дока является Государственный Музей истории Кронштадта. Как сообщил его директор Евгений Гришко, после реставрации Петровский док сможет вместить не менее пяти старинных кораблей, поднятых со дна Балтики. При этом в здании действующего музея уже в ближайшее время появится нечто вроде модели будущего музея затонувших кораблей, куда поместят небольшие по размеру объекты.
Планируется, что проектные работы по Петровскому доку будут завершены в мае 2018 года. Точная сумма, требуемая на его реставрацию, определится после обследования дока. Музей предполагается открыть в 2022 году.
О деятельности подводных археологов, занимающихся при поддержке компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» поиском, консервацией и реставрацией объектов культурного наследия, читайте в очерке «Обретение памяти» («Русский Меценат» № 21, стр. 82): http://rusmecenat.ru/wp-content/uploads/2015/07/all21_small.pdf