Государственный Академический русский оркестр им. В. В. Андреева (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Дмитрий Хохлов) по-своему отмечает 101-ю годовщину революции. 7 ноября на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии прозвучат «Страсти по русской революции 1917 года» – поэтория Виктора Плешака для чтеца, четырех солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра в девяти частях. По словам композитора, слово «страсти» в названии сочинения отсылает, скорее, не к страстям Христовым, а к запредельным в своем выражении страстям человеческим.
Поэтория продолжает музыкально-историческую эпопею Виктора Плешака «Русский миръ», первые части которой также звучали на сцене Филармонии в исполнении Андреевского оркестра, отмечающего в этом году свое 130-летие. В разных частях эпопеи осмысливаются важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Плешак одновременно является и композитором, и либреттистом, демонстрируя глубокие познания в области истории, литературы, поэзии, канонических текстов и философских трудов. Как и остальные части цикла, «Страсти» созданы специально для оркестра имени В.В. Андреева, с которым Плешака связывают давние и плодотворные творческие контакты.
Жанровая сущность произведения, исполняемого в «колыбели революции», обозначена композитором как поэтория. Ведущую роль автор отдаёт пророческому слову поэтов-современников революции. Отрывки из знаменитых произведений В. Маяковского (поэмы «Хорошо» и стихотворения «Левый марш») поручены басу; революционная лирика С. Есенина (строки из стихотворений «Ответ» и «Воспоминание», поэмы «Песнь о Великом походе») звучат в устах баритона; фрагменты из поэмы «Двенадцать» А. Блока («трагического тенора эпохи», по словам А. Ахматовой) переданы тенору; мятежная и пронзительная лирика М. Цветаевой (в основном, из цикла «Лебединый стан») отдана сопрано.
Важную роль в музыкальной драматургии отдана хору, который то выступает как комментатор или участник революционных событий, то включается в диалог с солистом или просто поддерживает его высказывание, то предлагает художественное обобщение происходящего. Инструментальный состав поэтории весьма необычен: мягкие тембры русских национальных инструментов дополнены органом, звучание которого придает произведению грандиозность и мощь, а также связывает его с образцами духовной музыки прежних эпох. Концептуальная кульминация произведения помещена в заключительный раздел последней части «Страстей», построенный на поэтических строках религиозного философа Владимира Соловьева (стихотворение «Бедный путь»). На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий солистов, хор, оркестр и орган.
Фотографии предоставлены дирекцией Андреевского оркестра