В Академических залах Русского музея состоялась презентация книги «Музыканты и меценаты». Двуязычный сборник статей, рассказывающий о русско-немецких музыкальных связях, посвящен двум юбилейным событиям, связанным между собой исторически. Это 150-летие Санкт-Петербургской консерватории, обязанной своим зарождением Великой княгине Елене Павловне и ее музыкальному салону в Михайловском дворце и 20-летие немецкого фонда Гартов, главной задачей которого все эти годы была поддержка молодых музыкантов Консерватории.
В богато иллюстрированный сборник «Музыканты и меценаты», изданный при содействии фонда Гартов, вошли статьи разных авторов, описывающие как историю семьи герцогов Мекленбург-Стрелицких, так и общие вопросы русско-немецких отношений в сфере музыкальной культуры. Значительная часть иллюстраций и материалов публикуется впервые. В числе авторов — представители Дома герцогов Мекленбургских.
Фонд Гартов получил свое название по географическому имени «Гартов» — это место в Нижней Саксонии, где располагается семейный замок графов фон Бернсторфф, где и зародилась идея создания такого фонда. Традиции всевозможной поддержки музыкантов, развитые в России русской ветвью герцогов Мекленбург-Стрелицких, потомков Великой княгини Елены Павловны, продолжают немецкие любители музыки из фонда Гартов.
Эти традиции были заложены когда-то Фридерикой Шарлоттой Марией Вюртембергской, ставшей в России Великой княгиней Еленой Павловной. Ее салон в Михайловском дворце был в 19 веке одним из важнейших кульминационных центров столицы. Белый зал, где проходили эти встречи, сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Живописная роспись стен, скульптурное убранство, наборный паркет — все осталось от времен создателя дворца Карла Росси. Даже мебель стоит на тех же местах, что и при хозяевах дворца. Ее количество и местоположение было определено самим архитектором Росси. Прекрасные девушки, восседающие на колесницах — Музы, дочери богини памяти Мнемосины и Зевса, изображены на плафоне потолка: Великая княгиня Елена Павловна увлекалась живописью, музыкой, поэзией. Именно таким видели зал гости, которые съезжались сюда на ее знаменитые музыкально-артистические вечера. Великая княгиня Елена Павловна была очень образованным человеком. Перед своим замужеством она выучила русский язык и по-настоящему полюбила Россию. Во дворец, в ее салон, приезжали столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, ученые и писатели, либеральные государственные деятели. Русское Музыкальное общество, благодаря которому в 1860 году были открыты первые музыкальные классы, а затем – и первая в России консерватория, зародилась именно здесь, на этих вечерах. В Михайловском дворце дебютировал как дирижер Петр Ильич Чайковский — в 1865 году исполнением увертюры для малого оркестра. Здесь исполняли свои произведения Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Михаил Глинка.
(Пресс-служба Русского музея)