Наши зрители – участники форума

Вчера в рамках Общественного потока VII Петербургского международного культурного форума состоялся показ и обсуждение фильма «Пусть мир услышит», снятого по материалам альманаха «Русский Меценат». С ним уже смогли познакомиться зрители Москвы, Санкт-Петербурга и ряда городов России и СНГ, но просмотр, включенный в программу столь престижного форума, в киноцентре «Ленфильма», где не только обеспечено высокое качество «картинки» и звука, но и отчетливо проявляются возможные изъяны, стал для создателей фильма настоящей проверкой на профессионализм. И, по общему мнению, они ее выдержали, а некоторых зрителей судьба трех молодых героев ленты, которые преодолели безнадежную глухоту, растрогала до слез.

Открывший встречу известный киновед, режиссер «Ленфильма» Александр Поздняков отметил особое значение социального кино, создание и прокат которого сопряжены с многими трудностями. Те, от кого зависит знакомство таких фильмов с широкой аудиторией, словно хотят оградить зрителя от негативных, как им кажется, эмоций и выбирают развлекательную, рейтинговую кино- и телепродукцию. Президент московского Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов поделился богатым опытом театральных проектов и их экранизации, в которых, наряду с подопечными Фонда, участвовали звезды российского театра и кино. Что характерно: фильм, снятый для одного из федеральных телеканалов и принятый к показу, в течение четырех лет так и не появился на экране…

Может ли социальное кино быть художественным, притягательным для зрителя? На этот вопрос ведущего, главного редактора альманаха «Русский Меценат», автора идеи и сценария фильма «Пусть мир услышит» Аркадия Соснова спикеры ответили утвердительно. Руководитель Санкт-Петербургского социально-художественного театра Лариса Грачева заверила, что такая задача ставится перед каждой постановкой, причем выбор социальной темы ее учениками, закончившими РГИСИ и решившими не расставаться, глубоко осознан. По словам Ларисы Вячеславовны, «потребность в социальном искусстве сегодня есть, нам надо формировать запрос на него со стороны общества», тогда и такие фильмы, как «Пусть мир услышит» чаще будут прорывать «рейтинговую блокаду» и на ТВ. Ее поддержала актриса Ксения Плюснина, исполнительница роли слепоглухонемой девочки Элен Келлер в спектакле по пьесе Гибсона «Сотворившая чудо». Ксения убеждена, что нельзя сглаживать острые углы и смягчать сложности, показывая барьеры особых молодых людей на пути к нормальной жизни. Почему? Потому что до зрителя нужно доносить правду, а не ее отлакированную версию.

Ведущий логопед-дефектолог Санкт-Петербурга профессор Инна Королева рассказала, насколько важно участие в съемках фильма, как яркая форма социальной активности, для обретения пациентами уверенности в своих силах. В очередной раз порадовал слепоглухой (но обретший слух) герой фильма Николай Кузнецов. На вопрос ведущего, не надоело ли ему представлять фильм, при его-то занятости учебой на юрфаке Санкт-Петербургского университета, Николай горячо возразил, что времени на продвижение фильма, рассказывающего о прогрессивной медицинской технологии, не пожалеет. Тем более что после съемок в его жизни многое изменилось к лучшему. Он решился поставить имплант и на левое ухо (билатеральная имплантация), операция прошла успешно, и теперь испытывает новые, более объемные слуховые ощущения. Кроме того, при его активном участии создан сайт, где Николай выступает в роли одного из наставников, которые в качестве волонтеров помогают практическими советами людям, готовящимся к кохлеарной имплантации или проходящим послеоперационную реабилитацию. Следуя рекомендации пианистки Натальи Трулль, он продолжает заниматься музыкой и, поскольку в зале «случайно» оказалось пианино, вышел к инструменту, громко объявил себя и наиграл небольшую композицию

Впечатляла география вопросов из зала – их задавали участники форума, приехавшие из Симферополя, Сыктывкара, Тюмени, – и все просили устроить показ ленты в их городах. Продюсер Наталья Конюшенко приняла все заявки, а также сообщила, что в этом году фильм вошел в программу Девятого Международного Кинофестиваля «Кино без барьеров» и будет демонстрироваться 24 ноября в Москве.