«Не читал, но осуждаю!»

В Санкт-Петербургском театре имени В.Ф. Комиссаржевской 17 и 18 февраля состоится премьера спектакля «Доктор Живаго» по легендарному произведению Бориса Пастернака.

Автор закончил работу над романом в 1955 году, но читатели увидели его лишь два года спустя: «Доктор Живаго» был издан на итальянском языке в Милане, далее выходил в Голландии, Великобритании, США… В СССР роман был опубликован только в 1988 году журналом «Новый мир» с предисловием Д. С. Лихачёва.


Так «Доктор Живаго» вобрал в себя не только текст Пастернака, но и события, происходившие вокруг его написания и публикации. Собственно, история вокруг «Доктора Живаго» — отдельная трагическая повесть, ставшая подтверждением и продолжением событий в России — СССР, описанных в романе.

23 октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, от которой писатель вынужден был отказаться, поскольку у себя на родине подвергся травле. Ставшую крылатой фразу «Не читал, но осуждаю!» произнес о романе литератор Анатолий Софронов на заседании правления Союза писателей СССР 27 октября, рассматривавшем «дело Пастернака».

Несмотря на громкую славу, роман имеет считанное число экранизаций и постановок. Наиболее известны из них фильмы 1965 года (США, 5 премий «Оскар», в ролях Омар Шариф и др.), 2002 г (США-Великобритания-Германия, в ролях Кира Найтли и др.), 2005 г. (Россия, сериал, режиссер А.Прошкин), спектакль 1993 г «Живаго (доктор)» — Театр на Таганке, реж. Ю.Любимов

— Мы сделали любопытную инсценировку, — говорит режиссер Леонид Алимов, — 9 персонажей рассказывают о судьбе главного героя от рождения до смерти, о Женщинах, которые прошли через его жизнь, прежде всего о Ларе Гишар. В нашем спектакле нет ни одного «непастернаковского» слова — только текст романа и стихи поэта. Мы сохранили основные монологи Живаго, основные сюжетные линии, и хочется, чтобы все смыслы — глубоко религиозные, христианские, пацифистские — прочитались и дошли до зрителя.

Для меня этот роман — о гибели русского интеллигента всерьез. О гибели не метафизической, а просто физической, это песнь-моление Пастернака о своей среде, о своей семье, о своей культуре. О гибели его поколения в эти страшные полстолетия России — с 1905 по 1955 гг. Автор попытался проанализировать и зафиксировать то, что видел собственными глазами, свидетелем и участником чего был сам. А итог… В итоге — победил дворник Маркел!

Очень хочу, чтобы зрители, посмотрев наш спектакль, захотели перечитать стихи Бориса Пастернака и получить такое же наслаждение от этих строк, каковое получали мы, работая над спектаклем и бесконечно перечитывая их.