Неожиданный Эйзенштейн

EisensteinShawset

В Лондоне открылась выставка графики Сергея Эйзенштейна, до сих пор не демонстрировавшейся широкой публике. Эскизы для театра и кино, сатирические карикатуры и рисунки из личного архива откроют нового Эйзенштейна – блистательного эрудита, настоящего космополита и убежденного англофила.

Один из величайших кинорежиссеров двадцатого века, Сергей Эйзенштейн наиболее известен своими фильмами, изменившими историю мирового кинематографа, от «Броненосца «Потемкина»
и заканчивая «Александром Невским» и «Иваном Грозным».

Кураторами выставки являются известный историк кино Иан Кристи, соавтор книги Eisenstein Rediscovered, и директор галереи GRAD искусствовед Елена Судакова.

ShakespearebannerLadyM

Выставка Unexpected Eisenstein показывает Эйзенштейна за традиционными рамками кинотворчества
и впервые детально отражает его отношение к Англии. В экспозиции представлены более шестидесяти рисунков, эскизов и набросков из коллекции Театрального музея имени А.А. Бахрушина и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Unexpected Eisenstein дает редкую возможностью увидеть эту удивительную коллекцию в Лондоне.

Интерес Эйзенштейна к британской культуре проявился задолго до его первого и единственного визита в Англию в 1929 году. Еще в раннем творчестве режиссера можно проследить влияние таких авторов, как Шекспир, Диккенс, Редьярд Киплинг, Артур Конан-Дойль и Честертон. В экспозиции представлены документы, относящиеся к двухмесячному пребыванию Эйзенштейна в Великобритании в рамках официальной поездки на «капиталистический Запад», в ходе которой режиссер был с восторгом принят в кругу кинематографистов и представителей правой интеллигенции, в числе которых был и Бернард Шоу.

С. Эйзенштейн в Лондоне

С. Эйзенштейн в Лондоне

В Англии Эйзенштейн не только посетил традиционные туристические достопримечательности (Виндзорский замок, «дом» Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, Итонский колледж, восточный Лондон), но и выступил с лекциями для Рабочего общества кино и Кембриджского университета, а также был почетным гостем на званом ужине в Тринити-колледже в Кембридже.

Несмотря на то, что «Броненосец «Потемкин» был запрещен для широкого проката в Великобритании из-за революционного содержания, поклонники творчества Эйзенштейна организовали закрытый показ фильма в Обществе кино в ноябре 1929 года в присутствии автора; Эйзенштейн также выступил с серией лекций в Лондоне. Его пребывание в Великобритании породило новую волну интереса к советскому кинематографу, оказав большое влияние, в частности, на развитие британского документального кино 1930-х годов. В знаменитом фильме Лоуренса Оливье «Генти V» (1944) также можно найти много аллюзий на «Александра Невского» (1938) Сергея Эйзенштейна.

Интерес Эйзенштейна к британской культуре оказал большое влияние на его творчество, и выставка представляет много работ, свидетельствующих об этом. Начиная с ранних карикатур и первых театральных эскизов для постановки «Макбета» 1920-х годов, они демонстрируют не просто профессиональный интерес режиссера к Британии, но и личную вовлеченность в английскую культуру.

В рамках выставки в галерее GRAD пройдет цикл лекций по истории советского кино от революции до перестройки. В апреле в Лондоне состоится международный симпозиум, посвященный наследию Эйзенштейна, организованный при поддержке Института искусств Курто, галереи GRAD и фонда «Кино классика».

Галерея GRAD в Лондоне

Галерея GRAD в Лондоне

– Репутация Эйзенштейна как гиганта мирового кинематографа часто заслоняет другие аспекты его жизни и творчества, – говорит куратор выставки Иан Кристи, член Британской академии, профессор истории кино и медиа в университете Бирбек. – Именно поэтому нам показалось важным пролить свет на отношения Эйзенштейна с английской культурой, что в свою очередь откроет дорогу новым интерпретациям отношений России и Великобритании. В то время как жизнь Эйзенштейна была неразрывно связана с Советском Союзом и Сталиным – неизменным патроном и цензором режиссера, он был настоящим человеком мира, черпавшим вдохновение в творчестве Чаплина и Диснеия, Пикассо и Фрейда. Эта выставка прольет свет на связи Эйзенштейна с такими иконами английской культуры, как Льюис Кэрол, Чарльз Дикенс, Артур Конан-Дойль и Шекспир.

20160216-DSC_1360

Джастин Уодделл (основатель и попечитель фонда Кино Классика), Иан Кристи (куратор выставки) и Елена Судакова (директор галереи GRAD)

 

Фото: Alexander KISSEL