Завтра исполняется 75 лет со дня рождения Виктора Новикова – художественного руководителя санкт-петербургского театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Возглавив театр в 1991 году, подняв его на уровень академического, он сохраняет удивительное чувство нового. Это чувство помогало ему «угадывать» молодых драматургов, выбирать из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Именно ему при советской цензуре удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру имя Григория Горина: на сцене театра имени В.Ф. Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга («Забыть Герострата…»), ставшего близким другом Новикова. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х гг. отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли художественному чутью в ту пору молодого завлита, его умению пробудить фантазию режиссера.
При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда в разные годы приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов Вениамин Фильштинский, Виктор Крамер, Александр Баргман, Леонид Алимов… Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. Новиков ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей. Нашел в Болгарии и уговорил стать главным приглашенным режиссером супер-оригинального Александра Морфова. Результат – «Золотые софиты» и «Золотые маски», появившиеся в коллекции театра. Новиков, как отмечает театровед Елена Алексеева, «все время норовит обжечься» – то о новую пьесу, за которую никто, кроме Театра Комиссаржевской, не берется, то о юного авангардиста, которого критики бранят на всех углах, то о режиссера с бульварной репутацией.
Сегодня опять же по инициативе Виктора Новикова возникли новые интересные работы. Спектакль Григория Дитятковского «В осколках собственного счастья» по произведениям Михаила Жванецкого стал еще одной визитной карточкой театра, автор высоко оценил постановку, а гастроли в Москве прошли с громким успехом и отмечены визитом выдающихся российских театральных деятелей. Малую сцену он сделал полигоном для экспериментальных постановок…
И еще одна, дорогая для нас черточка юбиляра. Свое умение дружить он распространил и на редакцию «Русского Мецената», чем мы особенно счастливы и горды. С днем рождения, Мастер!
Фото из архива театра