От Сурикова до Михалкова

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась юбилейная выставка великого живописца Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). На экспозиции представлено более 120 произведений из Петербурга, Москвы и Красноярска – тех городов, с которыми были неразрывны связаны судьба и творчество художника.

Первая столь масштабная выставка произведений Василия Сурикова почти за 90 лет показывает признанные шедевры – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове». Впервые он предстает не только как мастер исторической живописи, но и религиозной ─ картины художника на религиозную тему собраны в отдельном зале. Среди них крупное полотно «Милосердный самарянин» (1874, Красноярский художественный музей). За него Суриков был удостоен малой золотой медали Академии. После окончания Академии художник подарил картину Петру Кузнецову, городскому главе Красноярска, своему «самарянину», в знак благодарности за оказанную ему поддержку во время учебы.

– Наша выставка станет серьезной площадкой для познания, кто такой Василий Суриков, какое место он занимает в русской художественной традиции и нашем искусстве, что нового он привнес, потому что через его творчество открывается огромное количество тем… Уверена, что в каждом она оставит невероятное чувство гордости за нашу страну, нашу историю, наше национальное искусство, давшее миру гениев подобных Василию Сурикову, ─ отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова

Одно из последних произведений Сурикова – колоссальная картина «Степан Разин» (1906) экспонируется после сложной реставрации, произведенной лучшими специалистами Русского музея. Тема казачества имела особое значение для Сурикова – выходца из семьи потомственных казаков. На первом эскизе рядом с Разиным была персидская княжна; позднее художник отказался от ее изображения. Когда допытывались, где она, Суриков, создававший не иллюстрацию к песне, а серьезное историческое произведение, не без раздражения говорил, что Разин ее утопил, указывая на то место на картине, где по воде расходились круги. При работе над образом атамана живописец использовал, в частности, автопортретный этюд.

Темы «женского идеала» и драматической женской судьбы занимают особое место в творчестве Сурикова. Полотно «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Третьяковская галерея) было создано под впечатлением от книги Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц». Сурикова тронула судьба юных царевен в средневековой Руси, которых держали затворницами в теремах, а потом постригали в монахини. Картина «Благовещение» (1914, Красноярский художественный музей) – последняя крупная законченная работа Сурикова. Трагическое по звучанию произведение, практически неизвестное публике – «Исцеление слепорожденного» (1888, Московская духовная академия), было создано Суриковым под влиянием безвременной кончины его жены. В нем – духовное прозрение человека, обратившегося к религии как к источнику силы, способной поддержать его в безмерном горе.

Работая над эпическим полотном «Боярыня Морозова» (1884-1887, Третьяковская галерея), Суриков стремился найти прототип для каждого персонажа, на что уходили месяцы. Натурщиков отыскивал в монастырях, на кладбищах и рынках, а потом заставлял подолгу стоять на снегу, исполняя множество этюдов и добиваясь выразительности каждого героя. Многие из них являют собой поистине собирательные образы, очерчивающие целые явления русской жизни.

Мощно звучит в творчестве Сурикова тема Сибири – его родины, сурового края героев и первопроходцев, ссыльных и каторжан. С ней связаны два шедевра, представленные на выставке – «Меншиков в Березове» (1883, Третьяковская галерея) и «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Скульптурное изображение Ермака (1891) работы Марка Антокольского, представленное рядом с полотном, приближает эту историческую фигуру к зрителю, подчеркивает ее значение. Посетители увидят также известные полотна «Взятие снежного городка» (1891) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) с этюдами и эскизами к нему.

Поздние женские и мужские портреты Сурикова составили ему в конце жизни репутацию выдающегося портретиста. Также представлены произведения, созданные художником во время нечастых путешествий за границу, в них раскрывался его талант акварелиста. Особый раздел выставки посвящен графическому наследию художника, которое крайне редко демонстрируется публике. Экспозицию дополняют произведения народного прикладного искусства из богатейшего собрания Русского музея, помогающие ощутить достоверность предметного и духовного мира в картинах Сурикова.

Впервые в рамках выставки создан просветительский зал, где школьников и посетителей всех возрастов ждет диалог с музейными специалистами. Эпицентром этого зала стало генеалогическое древо Суриковых – Кончаловских – Михалковых, которое Русский музей получил от правнука художника Никиты Сергеевича Михалкова на время проведения выставки. Также впервые в истории Русского музея классическая выставка дополнена уникальной мультимедийной программой, сообщает пресс-служба ГРМ.

Генеральный спонсор – Банк ВТБ традиционно поддерживает выставочные проекты Русского музея.