Поделились этюдами Левитана

И. ЛЕВИТАН. Сумерки. Луна, 1899. Этюд, картон, масло.

Сегодня в Самарском областном художественном музее открывается выставка «Исаак Левитан и современники». Она продолжает творческое сотрудничество между Государственным Русским и Самарским художественным музеями, которое началось в 2014 году. На экспозиции представлены 22 произведения живописи и графики И.И. Левитана и 20 работ его современников: учителей – В.Д.Поленова, А.К. Саврасова и друзей художника – К.А. Коровина, В.А. Серова, М.В.Нестерова, И.Э. Грабаря. В их числе три работы Левитана из собрания Самарского художественного музея: этюды «Летний вечер», «Вечерний этюд» (1880-е) и рисунок «Охотник» (1890-е).

Отечественному зрителю Левитан известен как автор замечательных полотен «Золотая осень», «Март», «Владимирка», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Озеро». В то же время творческое наследие художника не исчерпывается программными картинами, заметную его часть составляют этюды, подготовительные работы, открывающие «творческую кухню» мастера. На выставке из собрания Русского музея представлены работы художника, созданные в период с конца 1870-х по 1890-е годы. К самым ранним из них относятся этюды, выполненные в конце 1870-х и первой половине 1880-х годов («Черёмуха», «Лето. На пчельнике», «Снопы и деревня за рекой», «Весенний лес» и ряд других). На выставке также представлены произведения, написанные Левитаном в Крыму («Берег моря») и во время поездки в Италию («Озеро Комо»).

И. ЛЕВИТАН. Черемуха. Начало 1880-х. Этюд, холст на картоне, масло.

Посетители смогут увидеть и знаменитые этюды 1890-х годов – «Поздняя осень» (1894), «Весна. Последний снег» и другие. Интересен этюд «Облачное небо. Сумерки» (1893), написанный в период работы над одним из самых глубоких левитановских полотен «Над вечным покоем». На экспозиции представлен этюд «Сумерки. Луна» (1899), на основе которого написана одноименная картина.

Соседство Левитана с учителями и друзьями на выставке не случайно. Свои образы, темы и путь в искусстве он нашёл во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Первым его учителем был А.К.Саврасов, который в самом простом, незамысловатом мотиве мог увидеть и передать поэзию русского пейзажа. В. Д. Поленов способствовал развитию у Левитана интереса к передаче в пейзаже света и воздуха.