Пополнение блокадной экспозиции

В честь 77-летия со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады выставка «Память! К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» в корпусе Бенуа Русского музея дополнена новым произведением. Это скульптурная композиция Михаила Переяславца «Блокада. Ленинград. Мать и дитя» – дар музею московского коллекционера Владимира Некрасова. Идея выставки, организованной при поддержке БФ «Система»: сохранение памяти о войне – исторической, семейной, личной. Она объединяет работы из собрания Русского музея, выполненные в послевоенное время, с 1945 до 2010-х годов. Выставка продлится до конца мая, а скульптура останется – как просил даритель, она всегда будет представлена в экспозиции музея.

Михаил Владимирович Переяславец (1949-2020) – известный московский скульптор, народный художник России, педагог, продолжатель художественной династии Переяславцев. Произведение мастера «Блокада. Ленинград. Мать и дитя» (1989, бронза, дерево), напоминающее о трагической истории нашего города, особенно значимо для жителей Ленинграда-Петербурга. Скульптура предельно реалистична – с впечатляющей достоверностью изображена мертвая мать, обернутая простыней и перевязанная веревкой, с босыми ногами и руками, скованными в предсмертном жесте, и смотрящий на неё закутанный маленький ребенок. Она сочетает абсолютную точность исторической хроники и эмоциональный художественный образ, воздействует на людей ныне живущих поколений, не знавших войны и связанных с ней испытаний и страданий. Это и есть сохранение памяти.

– Скульптура нерадостная, страшная, трагическая, – говорит генеральный директор ГРМ Владимир Гусев. – Но если возникает вопрос: «Нужна ли такая скульптура музею?», ведь музей, как некоторые считают, – место для отдыха и медитации, то я отвечу: да, нужна. Музей, что особенно важно, хранит не только произведения, но и память о прошлом России. Музей должен напоминать о шрамах в памяти, которые есть у каждого человека, семьи, города, страны. Судьба ребенка, оставшегося без матери, судьба людей, переживших трагические события блокадной поры. Пусть эта скульптура будет напоминанием молодым и всем нам – тем, кто не помнит и не знает, что такое война. И кто-то поймет, что трудности, которые мы сегодня испытываем, относительны.

Владимир Гусев поблагодарил дарителя Владимира Ильича Некрасова, собравшего огромную коллекцию искусства ХХ столетия, всех, кто помогает музею, и его сотрудников, которые делают выставки в условиях пандемии. Коллекция Русского музея, включая филиалы, пополнилась в эти трудные месяцы на 600 произведений.