Портреты и радуги от Константина Сомова

Осмеянный поцелуй. 1908.

В Михайловском замке Государственного Русского музея с 8 августа по 4 ноября пройдет выставка Константина Сомова (1869–1939), приуроченная к 150-летию со дня рождения утонченного живописца, графика, портретиста, иллюстратора, одного из основателей объединения «Мир искусства». На ней представлены более ста его произведений из собраний ГРМ, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и частных коллекций.

Автопортрет. 1898.

Это первая выставка произведений Сомова в Русском музее за полвека: предыдущая экспозиция состоялась в год столетия со дня рождения мастера – в 1969-м. Константин Сомов вырос в Петербурге в дворянской семье. Его отец Андрей Иванович был историком искусства, хранителем Эрмитажа, и будущего художника с детства окружали шедевры разных эпох из домашней коллекции. Еще в период обучения в знаменитой гимназии Карла Мая он познакомился с Александром Бенуа, Вальтером Нувелем, Дмитрием Философовым, в будущем составившими ядро «Мира искусства».

Вечерние тени. 1900.

Выставка (Генеральный спонсор – Банк ВТБ) охватывает все периоды творчества Сомова: ранние живописные и графические работы середины 1890-х; произведения 1900-1910-х – поры наивысшего творческого подъема мастера; картины 1910-20-х – непростого времени для Сомова, оказавшегося в тяжелом материальном положении. Завершают экспозицию произведения, созданные в 1920-30-е за рубежом, когда художник позиционировал себя прежде всего как портретист. Сомов скончался в Париже 6 мая 1939-го и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В лесу. 1914.

На протяжении всей творческой жизни Сомов обращался к мотиву радуги, ставшему его визитной карточкой. На выставке можно увидеть множество радуг художника: «Прогулка после дождя» (1896, ГРМ), «Вечерние тени» (1900/17, ГРМ), «Осмеянный поцелуй» (1908, ГРМ), «Пейзаж с радугой» (1918, ГРМ), «Радуга» (1920, 1927 из частных коллекций).

Представлен и целый ряд автопортретов, начиная с одного из самых ранних (1895, ГРМ). Далее следуют автопортреты 1898-го (ГРМ), 1909-го (ГТГ), 1921-го (ГМИИ имени А.С. Пушкина), 1928-го (ГРМ). Последний характерен тем, что художник не льстит себе, отмечая черты неизбежного старения.

Язычок Коломбины. 1913-15.

Классикой отечественной культуры стали созданные Сомовым для журнала «Золотое руно» портреты современников, художников и литераторов 1900-10-х – Александра Блока, Вячеслава Иванова, Евгения Лансере. Галерею прославленных современников мастера составляют также портреты Мстислава Добужинского, Михаила Кузмина.

Сомов не писал картины о семье (художник не был женат), поэтому обращает на себя внимание исключение из этого правила – холст «На даче (Семейное счастье)» (1898-1900, ГТГ).

Наконец, интереснейшей страницей творческой биографии Сомова является его сотрудничество с Императорским фарфоровым заводом. В статуэтках и скульптурных группах он развивал темы своих живописных и графических произведений, изображая изысканных дам на маскарадах и предающиеся счастью влюбленные пары.

Группа «Влюбленные». 1906.