В Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН открылась выставка «Притяжение Крыма». В двух залах представлены исторические документы, рукописи, произведения изобразительного искусства, фотографии, редкие издания XVIII-XX веков из своеобразной крымской коллекции, сложившейся в фондах Пушкинского Дома за сто лет его существования.
Экспозицию первого зала открывает сюжет, посвященный событиям русско-турецкой войны 1768–1774 гг, завершившейся подписанием Кучук-Кайнарджийского мирного договора, и присоединению Крыма в 1783 г. Его идейной основой стал «греческий проект» Екатерины II, предполагавший сокрушение Османской империи и возрождение Византийской державы под протекторатом России. Частью этого проекта был план князя Г.А. Потемкина по присоединению Крыма. Потемкин полагал особенно важным, что с обретением Крыма Россия достигала места, где когда-то приняла веру: «Таврический Херсон – источник нашего христианства…», – писал он Екатерине II. Присоединение произошло без войны, в результате сложных дипломатических маневров, было признано Турцией и европейскими державами. 8 апреля 1783 года Екатерина II издала Манифест «О присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России». В экспозиции представлены портреты императрицы и кн. Г.А. Потемкина, видных военачальников эпохи, хвалебные оды В. Майкова, Петрова, Г.Р. Державина, воспевавшие торжество «российской Минервы».
В XIX веке торжественную риторику сменяют поэтические описания Крыма. Поэты пушкинской поры вдохновляются не героическими подвигами и победами екатерининской России, а роскошью природы Тавриды, греческими мифами и восточными легендами. Красоты Крыма описывают путешественники, пейзажи южного берега заполняют альбомы владельцев и гостей крымских усадеб. Крымские впечатления отразились в стихах К.Н. Батюшкова и А. Н. Муравьева, южных поэмах А. С. Пушкина, «Крымских сонетах» Адама Мицкевича, в акварелях Н. Г. Чернецова и В. А. Жуковского, многочисленных гравированных видах Крыма. В экспозиции представлены рукописи «Кавказского пленника», «Евгения Онегина» и «Бахчисарайского фонтана» А. С. Пушкина, их первые и прижизненные издания.
Крымская война 1854-1856 гг. вновь вызывает к жизни весь арсенал исторических символов, аллюзий и патриотических мотивов поэзии XVIII века. П. А. Вяземский, А. А. Фет, Е. П. Ростопчина, Ф. Н. Глинка и др. в эти и последующие годы создают стихи, прославляющие мужество защитников Севастополя. Они печатаются отдельными листовками и наряду с лубочными картинками широко расходятся среди читающей публики и простого народа. Самым значительным литературным памятником героической обороне Севастополя стали «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, участника этих трагических событий.
Поэты начала XX века вписали свои замечательные страницы в литературную антологию Крыма. Один из разделов выставки посвящен феномену Коктебеля Максимилиана Волошина. Здесь им была создана акварельная панорама – Коктебельская сюита, написаны знаменитые циклы стихов «Киммерийские сумерки», «Иверни», «Демоны глухонемые», сборник статей «Лики творчества» и др. Едва ли не главным творением Волошина стал коктебельский дом поэта, построенный на берегу моря в 1903 году. У Волошина в 1910-е гг. гостили и работали многие поэты, писатели, художники, музыканты, запечатленные хозяином на фотографиях. Они используются в размещенном в центре второго зала макете дома. Поэт отказался покинуть свою Киммерию и после революции. В 1920-е гг. волошинский дом продолжал оставаться пристанищем творческого сообщества в тяжелое послереволюционное время.
Заключительный раздел выставки впервые представляет серию автохромов полковника конюшенного ведомства, фотографа Андрея Андреевича Зееста, запечатлевшего обитателей южного побережья Крыма, частные дачи, Ливадийский и Алупкинский дворцы и парки накануне революции 1917 года.