В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Лев Бакст. 1866 – 1924», приуроченная к 150-летию со дня рождения этого замечательного мастера живописи и графики рубежа XIX-XX вв., внесшего неоценимый вклад в мировое театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Именно костюмы и декорации, исполненные по эскизам Льва (Леона) Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах.
В кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, Бакст входит с середины 1890-х годов и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В работах 1890-1900-х годов – живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма, изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн.
Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900–1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.
В экспозиции представлены 160 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, а также произведения из других музейных и частных коллекций. Среди них признанные шедевры мастера: «Ужин» (1902), «Портрет С.П. Дягилева с няней» (1906), «Древний ужас (Terror antiquus)» (1908), графические портреты выдающихся деятелей культуры и искусства начала ХХ века И. Левитана, А.Бенуа, З. Гиппиус, Ф. Малявина, А. Головина и др. И, конечно, журнально-книжная графика Бакста, в частности, его работы, созданные для легендарного журнала «Мир искусства», художественным редактором которого он был.
Бакст предстает как разносторонний художник, которому подвластны все жанры изобразительного искусства. Впервые широкий круг зрителей может увидеть его пейзажи 1900-х годов, нехарактерную для его стиля большую картину «Встреча адмирала Ф.К. Авелана в Париже 5 октября 1893 г.», образцы текстильного дизайна, давно известные в Европе. Почти весь четвертый экспозиционный зал занимает занавес для театра В.Ф. Комиссаржевской, исполненный Бакстом в духе символизма в 1906 году.
Генеральный спонсор выставки – банк ВТБ.