Расписные шкатулки Ивана Билибина

В канун 142-летия художника Ивана Билибина, который нескольким поколениям детей открыл мир русской сказки в книжных иллюстрациях, Президентская библиотека демонстрирует самые известные его работы. Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства: в его исполнении она похожа на расписную шкатулку, которую хочется долго рассматривать. Окончившего с серебряной медалью гимназию и добившегося особых успехов в математике живописца коллеги назовут «Иваном – железной рукой» за просчитанность композиции, сложную орнаментику и при этом безукоризненную твердость линии. Эти качества отличают и представленную на портале библиотеки серию из шести сказок, среди которых «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке».

С этой неординарной личностью – юристом и художником, модернистом и любителем старины, автором революционного двуглавого орла, ставшего символом России, Президентская библиотека близко соприкоснулась через Ивангородский художественный музей, в здании которого когда-то проживало семейство Билибиных. Будучи эстетом и знатоком культуры, Билибин наполнил свой дом в Ивангороде предметами искусства; переданная городу семейная коллекция Билибиных, собственно, и положила начало музею. Его собрание насчитывает более ста произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства самого И. Я. Билибина и его третьей жены – художницы, графика, известного мастера росписи по фарфору А. В. Щекатихиной-Потоцкой.

Одним из первых результатов сотрудничества Президентской библиотеки и музея стал исторический календарь «Иван Билибин – певец русской жизни», подготовленный к 140-летию со дня рождения художника. В него вошли самые знаменитые иллюстрации к русским сказкам, а также эскизы, созданные Билибиным к театральным постановкам. На портале Президентской библиотеки представлены не только многочисленные открытки с известными всем с детства иллюстрациями. Здесь можно ознакомиться и с оформленными Билибиным изданиями, в числе которых – уникальные книги.

Знаток и почитатель Русского Севера, Билибин в своих работах мастерски передал его неповторимую сдержанную красоту. Судьбоносными стали его поездки в Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда он был командирован по заданию Русского музея (Музея Александра III) для сбора этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры. Свой эстетический манифест Билибин озвучил на всю Россию: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!»

В силу обстоятельств став эмигрантом и работая сценографом признанных театральных сцен Европы, он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер. Билибин был истинным ценителем старинных русских костюмов, интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества и всем, что создавало национальный колорит народа. В 1936 году он вернулся на родину. Ко всем его профессиям добавляется ещё одна: преподавание во Всероссийской Академии художеств. В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из блокадного Ленинграда. «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают», – написал он. Под фашистскими обстрелами и бомбёжками художник создаёт патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам города.

Иван Яковлевич Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму. Похоронили его в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

По материалам пресс-службы Президентской библиотеки