Проект «Квартира» стартовал в Санкт-Петербурге. Его создали фонд «Альма Матер», режиссер Борис Павлович, многократный номинант премии «Золотая Маска» и большая команда актеров (в том числе с особенностями интеллектуального развития), художников и музыкантов, превративших экс-коммуналку на Мойке, 40, в театральное пространство.
Кроме спектаклей в «Квартире» планируются самые разнообразные активности – деятельность исследовательской группы в составе антрополога, социолога, театроведа, человека с аутизмом и психолога; лекции и мастер-классы, тренинги, концерты и т.д. Предполагается, что, как и положено в квартире, жизнь там не будет утихать ни на час: гости, разговоры, чаепития и т.д. А ключевой момент состоит в том, что среди ее обитателей на равных сосуществуют люди с особенностями, ментальными и физическими.
Открытие «Квартиры» и постановка первых спектаклей («Разговоры» 25 и 26 ноября с участием артистов с расстройством аутистического спектра из Центра «Антон тут рядом» и «Недетские разговоры» 16 и 17 декабря для смешанной аудитории) – начало создания инклюзивной модели нового типа. На смену попыткам притянуть «особого» человека к условной норме приходит необходимость совместно вырабатывать эффективные стратегии поведения. Каждый участник этого процесса открывает в себе ранее скрытые ресурсы эмпатии, креативности, способности ориентироваться в нестандартной ситуации и принимать решения. Проект несёт важную символическую, просветительскую и информационную функции, вовлекая общество в обсуждение вопросов социальной экологии, терпимости, формирования устойчивых связей между различными группами и выводя людей с ментальной инвалидностью из вынужденной изоляции.
«Квартира» – уникальное пространство, посвященное одной художественной Вселенной. Эта Вселенная никак не сможет вместиться в один спектакль, каким бы продолжительным он ни был. Тем более что днем в «Квартире» на «Недетские разговоры», в основе которых – детские тексты Даниила Хармса и Александра Введенского, собираются дети. Это тот же мир абсурдистской логики, «мир конкретных предметов на сцене в их взаимоотношениях и столкновениях», как сказано в театральном манифесте ОБЭРИУ. Вещественный мир советской коммуналки становится материалом для сочинения и рассказывания историй, инструментарием для рождения музыки, поводом для формирования новых ритуалов.
Хармс, как известно, не любил детей, но прекрасно находил слова для общения с ними, и дети его обожали. Секрет Хармса, возможно, в том, что сам его мир, лишенный нравоучений и назидательности, его лирический герой, пытливо вглядывающийся в предметы и не спешащий делать выводы, – близки миру ребёнка. И если спектакль «Разговоры» исполняет инклюзивная актёрская группа, то в «Недетских разговорах» инклюзивной является сама аудитория, – это особенно важно, учитывая, что сегодня практически не существует мест, где дети с ментальными особенностями могли бы встретиться и свободно пообщаться со своими сверстниками.
Ника ПАРХОМОВСКАЯ (nika.parhomovska@gmail.com)
Фото: Маргарита НОВОСЕЛОВА